РЕФОРМАЦИЯ / PERESTROIKA

симпозиум и концерт

 В Страстную Пятницу, 14 апреля ансамбль «Студия новой музыки» перенесет представление и дискуссию по религиозной тематике в пространство Московской консерватории. В этот вечер в Рахманиновском зале пройдет симпозиум и концерт «500 лет Реформации в Германии. 30 лет советской перестройке».  

Предложенное 30 лет назад Михаилом Горбачёвым понятие Perestroika  быстро вышло за пределы русского языка и стало общеупотребительным в международном лексиконе. Между тем, буквально «перестройка» может быть переведена на немецкий язык как Reformation. 

Значение слова Реформация,  которая была начата Лютером в 1517 году    также не нуждается в переводе. При этом эпоха Реформации, по сути, стала грандиознейшей перестройкой европейского общества и культуры. 

Параллель между двумя столь отстоящими друг от друга эпохами обусловлена не просто «перекличкой слов», но фундаментальным сходством происходивших процессов: и Реформация, и Перестройка предлагали обществу своего времени серьезные изменения, но в рамках существующей системы координат – в одном случае оставаясь в поле христианской культуры, в другом – не отказываясь от постулатов социализма. В этом их уникальность и кардинальное отличие от других тектонических сдвигов в новой истории Европы и России (от Великой французской до Октябрьской социалистической революции). 

Среди искусств, пожалуй, главная «реформация» своей эпохи произошла в музыке. «Виттенбергский песенник», изданный Мартином Лютером в 1524 году, заложил краеугольный камень музыки Нового времени не только в Германии, но и во всей Европе, – а позже и в Америке. Четырехголосный протестантский хорал и формы его обработки легли в основу главных принципов обращения композиторов со словом, вплоть до Шуберта и Вагнера; в нем же находятся корни музыкальной гармонии от Баха до Шенберга. 

В России интерес композиторов к лютеранскому хоралу возник в 1980-е годы, именно в период кризиса социализма и начала перестройки и, не в последнюю очередь, религиозного возрождения, принимавшего разрешенную форму «разговора с композиторами прошлого через века» (София Губайдулина, Эдисон Денисов, Владимир Тарнопольский). Парадоксально, что в музыке самой Германии в ХХ веке диалог с лютеранской традицией оказался гораздо более опосредованным; и был связан гораздо чаще не столько с феноменом протестантского хорала, сколько с фигурой Баха (Антон Веберн, Хельмут Лахенман, Йоханнес Шёльхорн и др.) 

На музыкальном симпозиуме «РЕФОРМАЦИЯ / PERESTROIKA» речь пойдёт о понятиях эволюции и революции в музыке, о причинах интереса в СССР к протестантской тематике. Была ли инициированная Лютером музыкальная “перестройка” церковной службы более радикальной реформацией, чем постмодернистский “диалог с традицией” в конце ХХ века? Как был трактован лютеранский хорал композиторами позднесоветской эпохи? Что изменилось в современной российской музыке после начала Perestroika? 

На эти вопросы постараются ответить лекторы из Германии и России – профессор Лейпцигской консерватории и Венского университета Гезина Шрёдер и доцент Московской консерватории и МГУ Роман Насонов. Также накануне симпозиума состоится лекция Гезины Шрёдер "Актуальные тенденции современного музыковедения в немецкоязычных странах (Австрия, Германия, Швейцария)". После пленарных докладов состоится общая дискуссия, к участию в которой приглашаются музыковеды, философы, культурологи, филологи-германисты.


Проект проходит при поддержке Гёте-Института.

Расписание

 

13 апреля, четверг

Конференц-зал, 13.00

Актуальные тенденции в музыковедении немецкоязычных стран (Германии, Австрии и Швейцарии)

Гезина Шрёдер (Германия)

профессор Лейпцигской консерватории, Венского университета музыки и исполнительского искусства

 

14 апреля, пятница

Конференц-зал

Симпозиум

500 лет немецкой Реформации. 30 лет советской перестройке

 

14:00

«Мирян дар душевный». Заветы музыки эпохи Реформации.

Гезина Шрёдер (Германия)

профессор Лейпцигской консерватории, Венского университета музыки и исполнительского искусства

 

«Перед Твоим престолом»: И. С. Бах в интерьере позднесоветской культуры

Роман Александрович Насонов (Россия)

доцент Московской консерватории, кандидат искусствоведения

 

Дискуссия

 

Концерт

14 апреля, пятница

Рахманиновский зал, 19.00

 

В программе:

Готфрид фон АЙНЕМ Karl-Hartwig Kaltners Malerei

Эдисон ДЕНИСОВ Es ist genug

София ГУБАЙДУЛИНА Медитация «Vor Deinen Thron tret ich hiermit»

Иоганн Себастиан БАХ–Антон ВЕБЕРН Fuga (Ricercata) a 6 voci

Хельмут ЛАХЕНМАН Третий голос к инвенции И.С.Баха d-moll

Владимир ТАРНОПОЛЬСКИЙ Комментарий к хоралу «Иисус, твои глубокие раны»

Алоиз ЦИММЕРМАН Соната для альта соло «...an den Gesang eines Engels»

Йоханнес ШЁЛЬХОРН Anamorphoses

 

Ансамбль СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ

Дирижер – Заслуженный артист РФ Феликс КОРОБОВ