Ансамбль «Студия новой музыки» представляет новый цикл концертов «Резонансы. Музыка и живопись ХХ века». Музыка ХХ столетия, звучащая в этих концертах, представлена своеобразным отзвуком современной ей живописи. Пути, которыми шли к открытию нового в своем искусстве живописцы и музыканты ушедшего века, пересекались так часто, как ни в какую другую эпоху. Композиторы и художники были членами одних и тех же творческих объединений, работали совместно над театральными постановками, вдохновляясь общими проектами. Таково было содружество Стравинского и Пикассо, Шенберга и Кандинского, Кейджа и Поллока, Денисова и Биргера.

Первый концерт проекта посвящен Пабло Пикассо — художнику, опрокинувшему представления европейского мира о живописной форме. Самое раннее посвящение Пикассо пришло из предреволюционной России: это «Формы в воздухе» Артура Лурье (1915), где композитор отказывается от привычных временных и пространственных координат, присущих традиции его ремесла, даже в самой форме нотной записи. Прозвучат также сочинения Игоря Стравинского, прямо или косвенно связанные с Пикассо — художником «Пульчинеллы», Пикассо, наполнившем и свою станковую живопись тех лет зажигательными ритмами испанских танцев и американского джаза. В программу включен также фрагмент музыки Сати из балета «Парад», поставленного со сценографией Пикассо, и трио Бартока «Контрасты» — одно из первых сочинений XX века, использующего в качестве названия специфически живописную идиому.

Василий Кандинский был тем художником, который ближе всех подошел в живописи к чисто музыкальным принципам. Избавившись от диктата формы предметов окружающего мира, он заставил звучать линии и цвета на своих абстрактных полотнах. Его эксперименты во многом были параллельны экспериментам Шенберга. Его друг и ровесник, композитор Шенберг освобождал в те же годы музыку от оков тональности и при этом сообщил ей ряд живописных принципов. Их близкая дружба вошла в историю искусства ХХ века, а необычайно «музыкальная» и остросовременная живопись Кандинского вдохновила многих композиторов нашего времени на создание музыкальных посвящений ему. О тесной, на уровне технологии лежащей связи абстрактных полотен и новейшей музыки расскажет композитор, художественный руководитель ансамбля, профессор Владимир Тарнопольский.
Фёдор Софронов

Программы концертов

Концерт 1: Пабло Пикассо

6 октября 2009, Камерный зал Московской филармонии, 19:00

Игорь Стравинский Итальянская сюита (из балета «Пульчинелла»), переложение для виолончели и фортепиано
Артур Лурье Формы в воздухе для фортепиано
Игорь Стравинский Регтайм для фортепиано
Бела Барток Контрасты для скрипки, кларнета и фортепиано
Эрик Сати Регтайм из балета «Парад», для фортепиано
Игорь Стравинский История солдата (версия для скрипки, кларнета и фортепиано)

Солисты ансамбля «Студия новой музыки»:
Станислав Малышев, скрипка
Ольга Галочкина, виолончель
Олег Танцов, кларнет
Мона Хаба, фортепиано

Вступительное слово — художественный руководитель Владимир Тарнопольский

Василий КандинскийКонцерт 2: Василий Кандинский

23 декабря 2009, Камерный зал Московской филармонии, 19:00

Арнольд Шенберг Камерная симфония op.9 (переложение для смешанного квинтета А. Веберна)
Фантазия для скрипки и фортепиано
Николай Рославец Струнный квартет № 3
София Губайдулина Точки, линии, зигзаги для бас-кларнета
Эдгар Варез Плотность 21,5 для флейты
Владимир Тарнопольский Eindrück-Ausdrück, посвящение Кандинскому
Ансамбль «Студия новой музыки»:
Марина РУБИНШТЕЙН (флейта)
Никита АГАФОНОВ (кларнет)
Мона ХАБА (фортепиано)
Наталия ЧЕРКАСОВА (фортепиано)
Ольга ГАЛОЧКИНА (виолончель)
Станислав МАЛЫШЕВ (скрипка)
Инна ЗИЛЬБЕРМАН (скрипка)
Анна БУРЧИК (альт)
Игорь ДРОНОВ, дирижер

Концерт ведут Владимир Тарнопольский и Виталий Пацюков

Концерт 3: Морис Эшер

6 марта 2010, Камерный зал Московской филармонии, 19:00

Дъердь Лигети Continuum для клавесина
Стив Райх Violin Phase
Дъердь Лигети Трио для скрипки, валторны и фортепиано
Стив Райх Piano Phase для 2-х маримбофонов
Дъердь Лигети Венгерский рок для клавесина


Ансамбль «Студия новой музыки»

Концерт 4: Марк Шагал

2 декабря 2010, Камерный зал Московской филармонии, 19:00

Игорь Стравинский Скерцо из балета «Жар-птица»
Аарон Копланд Трио «Витебск»
Сергей Прокофьев Увертюра на еврейские темы
Оливье Мессиан Квартет на конец времени (фрагменты)
Игорь Стравинский История солдата, сюита для ансамбля


Ансамбль «Студия новой музыки»

Концерт 5: Ле Корбюзье

15 февраля 2011, Камерный зал Московской филармонии, 19:00

Янис Ксенакис St/4-1,08026 для струнного квартета
Paille in the Wind для виолончели и фортепиано
Charisma для кларнета и виолончели
Rebonds для ударных
A R. для фортепиано
Мортон Фелдман Instruments III для маримбы
Эдгар Варез Octandre для ансамбля
Poème électronique


Ансамбль «Студия новой музыки»