Проект «Созвучие» — это первая попытка показать развитие музыкального авангарда в разных странах мира как единый процесс, дать целостный взгляд на развитие музыки ХХ века. С другой стороны, проект «Созвучие» приобщает аудиторию российских регионов к современному музыкальному искусству. Концертные программы цикла сгруппированы приблизительно по декадам ХХ столетия — от первых экспериментальных сочинений Чарльза Aйвза и Ефима Голышева до мировых премьер молодых авторов. Особый акцент сделан на практически не известной в провинции музыке русского авангарда. Кроме того, в рамках проекта было проведено несколько концертов ансамбля и в городах Германии. В этих программах немецкой аудитории были представлены малоизвестные сочинения русского авангарда 20-х — 30-х годов и новая русская музыка. Проект длился три года, в течение которых ансамбль «Студия новой музыки» дал в городах России около 30 концертов. Выступления ансамбля сопровождались краткими комментариями музыковедов и композиторов, а музыканты ансамбля провели мастер-классы для студентов местных музыкальных учебных заведений.

Это крупнейший просветительский проект в сфере музыкальной культуры новой России, представляющий широкую панораму развития музыки ХХ века во всех ее достижениях и противоречиях. В течение 3-х лет в серии из девяти концертов в различных российских регионах будут представлены как признанные шедевры эпохи, так и малоизвестные, недавно открытые произведения. Программы выстроены в хронологическом порядке, что позволяет слушателю от концерта к концерту проследить основные этапы эволюции мирового музыкального искусства XX века – от классики до авангарда. Проект включает в себя также цикл концертов, представляющих современную российскую музыку в ряде городов Германии.

Новый проект Центра современной музыки Московской консерватории и ансамбля Студия новой музыки уникален сразу в нескольких аспектах. Прежде всего, это — первая попытка показать развитие музыкального авангарда в разных странах мира как единый процесс. Определяющими моментами этого процесса является две важнейшие линии — имманентное саморазвития музыкального языка и неразрывные связи музыки ХХ века с его историей. Эти линии находятся в тесном взаимодействии и образуют своеобразную «двойную спираль» эволюции всей музыки ХХ века, неразрывную, подобно спирали ДНК.

Другой отличительной особенностью цикла Созвучие является тот факт, что столь сложный и масштабный музыкально-просветительский проект адресован не столичным знатокам, а впервые рассчитан на аудиторию российских регионов. Учитывая плачевное состояние дел в регионах с исполнением даже хрестоматийной классики ХХ века, наш проект призван взломать «репертуарную броню» провинциальных оркестров и показать, что новая музыка может быть доступной и интересной даже для широкого слушателя.

Концертные программы цикла сгруппированы приблизительно по декадам ХХ столетия — от первых экспериментальных сочинений Чарльза Aйвза и Ефима Голышева, созданных еще в начале прошлого столетия, до мировых премьер молодых авторов. Особый акцент сделан на практически неизвестной в провинции музыке русского авангарда: в программах представлены не только признанные шедевры Стравинского и Прокофьева, но также и малоизвестные опусы Денисова и Шнитке, и конечно же, сочинения из архивов русского авангарда, написанные Артуром Лурье, Николаем Рославцем, Александром Мосоловым, Гавриилом Поповым и др.

Кроме того, в рамках проекта прошло несколько концертов ансамбля и в городах Германии. В этих программах немецкой аудитории был представлен малоизвестный русский авангард 20-х — 30-х годов и новая русская музыка.

Проект рассчитан на три года, в течение которых ансамбль Студия новой музыки дал в городах России около 30 концертов. Выступления ансамбля сопровождались краткими комментариями музыковедов и композиторов, а музыканты ансамбля провели мастер-классы для студентов местных музыкальных учебных заведений.

Проект Созвучие ставит своей целью углубление процессов интеграции российской культуры в общеевропейский контекст. Его задача — преодоление исторически сложившегося отчуждения аудитории российской провинции от современного искусства, преодоление консервативной установки на то, что истинно национальными являются только традиционные его формы. Нацеленность проекта вглубь России, широкий охват единой программой разных регионов страны призваны также способствовать процессу духовно-культурной консолидации российского общества на базе формирования общих культурных ценностей.

Владимир Тарнопольский

Концерты проводились в городах:

Владимир, Волгоград, Воронеж, Казань, Калуга, Оренбург, Ростов-на-Дону, Рязань, Саранск, Смоленск, Тверь, Дрезден, Берлин

Программы концертов включили имена 65 композиторов из 12 стран:

Чарльз Айвз, Луи Андриссен, Бела Барток, Лючано Берио, Альбан Берг, Харрисон Бертвистл, Ольга Бочихина, Пьер Булез, Эдгар Варез, Антон Веберн, Андрей Волконский, Александр Вустин, Иван Вышнеградский, Ефим Голышев, Жерар Гризе, София Губайдуллина, Эдисон Денисов, Владимир Дешевов, Франко Донатони, Питер Максвелл Дэвис, Алексей Животов, Джон Кейдж, Янис Ксенакис, Дьердь Лигети, Маурисио Кагель, Фарадж Караев, Игорь Кефалиди, Ханспетер Кибурц, Николай Корндорф, Дьердь Куртаг, Хельмут Лахенман, Роман Леденев, Артур Лурье, Витольд Лютославский, Оливье Мессиан, Александр Мосолов, Тристан Мюрай, Луиджи Ноно, Мартайн Паддинг, Кшиштоф Пендерецкий, Гавриил Попов, Сергей Прокофьев, Францис Пуленк, Стив Райх, Николай Рославец, Петер Ружичка, Светлана Румянцева, Кайя Саарьяхо, Игорь Стравинский, Алексей Сюмак, Владимир Тарнопольский, Мортон Фелдман, Роланд Фрайзитцер, Ханс-Вернер Хенце, Николай Хруст, Пауль Хиндемит, Хайнц Холлигер, Сальваторе Шаррино, Арнольд Шенберг, Штефен Шлейермахер, Альфред Шнитке, Дмитрий Шостакович, Карлхайнц Штокхаузен, Родион Щедрин, Филипп Юрель