При поддержке:
Французского посольства в Москве

В проекте «СВЕТ И ЗВУК» музыка Скрябина и его окружения, а также композиторов – наших современников – предстанет в форме интерактивного, видеоакустического перформанса. Идеи Скрябина, впервые введшего в музыкальную партитуру («Прометей», 1913), партию Света, подспудно жили в русском искусстве, всегда мечтавшем об идеальном, космических масштабов Gesamtkunstwerk – совокупного произведения искусства, где были бы задействованы все чувства зрителя/слушателя, где слушатель становился бы соучастником действа, совершенствующего его и поднимающего его к мистическим вершинам Абсолюта. Технологии начала ХХI века – видео- и компьютерная проекция, синтезаторы и анализаторы звукового спектра, позволяют проникнуть в мир чаемого художниками и мыслителями начала ХХ века – А. Скрябиным, В. Кандинским, Л. Сабанеевым – много глубже и результативнее, чем в их время. Увы, точная реконструкция того, что они задумывали, теперь невозможна – слишком мало «данных», которые можно было бы дать на ввод какому-нибудь «суперкомпьютеру», восстанавливающему художественную мысль эпохи. Но попытаться представить себе эту эпоху – и ее продолжение – можно, и даже в объеме.
Например, музыка Скрябина (Восьмая соната) будет исполняться в оригинале, написанном для фортепиано (солист – Михаил Дубов) и одновременно – в переложении для инструментального ансамбля, сделанном нашим современником – Николаем Корндорфом. Оригинальная видеопроекция художника Ольги Кумегер заимствует изобразительные мотивы эпохи (например, мотивы Моне и реальная съемка солнечного заката в видеоверсии сочинения современного французкого композитора Мюрая «Тринадцать цветов заходящего солнца»). Особо стоит отметить то, что будет исполнено сочинение Николая Обухова, младшего современника Скрябина, пламенного мистика и смелого экспериментатора, закончившего свои дни в Париже.

Во втором концерте, кроме Десятой сонаты Скрябина – одного из тончайших, хрупких шедевров его поздней поры, которая прозвучит не только в оригинале, но и в уникальной, бережной инструментовке Фараджа Караева, вы услышите музыку таких его современников и последователей. Среди них – Артур Лурье, автор едва ли не первых русских «кубистических» музыкальных опусов, друг Хлебникова, Ахматовой, Матюшина и Маяковского, а также Иван Вышнеградский – эмигрант, создатель оригинальной концепции музыки, отказывающейся от привычных уху темперированных звукорядов и смело заменяющей их "ультрахроматическими" – как он сам их определял – гаммами. В послевоенные годы он пользовался большим влиянием в Париже, повлияв на молодого Булеза и его учителя – Мессиана. Вашему вниманию будет представлена редкая авторская версия 1920 года Пяти пьес, соч. 16 для оркестра А. Шенберга. Как известно, этот композитор увлекался живописью настолько всерьез, что он осмелился применить живописный метод в музыке, создав так называемую Klangfarbenmelodie, «мелодию звуковых красок», последовательно применив ее принцип в одной из этих пьес.

Федор Софронов

Программы концертов

Концерт 1

9 февраля 2007

Александр Скрябин Соната № 8 для фортепиано (1912-13)
Николай Обухов Песни на стихи Бальмонта, обработка для камерного оркестра Эльмера Шенбергера (1913-1918/1994)
1. Я буду ждать тебя
2. Ничего не жди
3. А кровь!
4. Колыбельная блаженного
Тристан Мюрай Тринадцать цветов заходящего солнца для квинтета (1978)
Александр Сркябин Соната № 8, обработка для камерного оркестра Николая Корндорфа (1912-1913/1991)

Солисты:
Михаил ДУБОВ (фортепиано), Екатерина КИЧИГИНА (сопрано)
Дирижер – Федор ЛЕДНЕВ

Световая графика – Ольга КУМЕГЕР

Концерт 2

23 марта 2007

Александр Скрябин Соната № 10 для фортепиано (1913)
Николай Рославец Ноктюрн для гобоя, и струнных (1913)
Артур Лурье Формы в воздухе для фортепиано
Арнольд Шенберг Пять пьес для оркестра ор.16 (1909)
Иван Вышнеградский Медитации на две темы из «Дня Бытия» (1919)
Александр Скрябин Соната №10, переложение для ансамбля Фараджа Караева (1913/1992)

Солисты:
Мона ХАБА (фортепиано), Ольга ГАЛОЧКИНА (виолончель), Анастасия ТАБАНКОВА (гобой)
Дирижер – Игорь ДРОНОВ


Концерт 3

20 апреля 2007


Отменен администрацией ММДМ