Искусство перспективы – такова тема Тринадцатого фестиваля современной музыки Московский Форум, который в этом году посвящен итальянской и российской музыке. Перспектива – это взгляд вперед, вид будущего; искусство перспективы – умение это будущее формировать. На Московском форуме будет представлено в первую очередь молодое поколение российских и итальянских композиторов, которые это будущее определяют. На фестивале прозвучат одиннадцать мировых и семнадцать российских премьер. Концерты будут чередоваться с открытыми лекциями и мастер-классами композиторов и исполнителей.

Музыкальный марафон продлится с 8 по 14 декабря и его участниками станут такие известнейшие коллективы, как два итальянских ансамбля Alter ego и Xenia, а также российский ансамбль Студия новой музыки. Искусство перспективы представит и совсем молодые российские группы – вокальный ансамбль Эйдос, Kuku Group и ансамбль из Нижнего Новгорода с красноречивым названием NoName.

Шесть итальянских композиторов приезжают в Москву для презентации своих новых звуковых проектов. Но искусство перспективы – это не только звук, это также экспериментальные аудиовизуальные композиции россиян и итальянцев, которые будут представлены в отдельном концерте Sound&Vision (Театральный центр на Страстном, 11 декабря). Специальным гостем фестиваля станет Иван Феделе, один из самых известных композиторов сегодняшней Италии, написавший для Студии новой музыки пьесу Deystviya, отражающую его итальянское восприятие России.

Специальный проект в рамках Московского форума посвящен музыке Луиджи Ноно – вечером 9 декабря будут представлены российские премьеры двух важнейших его сочинений, а днем состоится обсуждение философско-эстетических и политических идей этого культового композитора. Главным участником встречи станет прославленный советско-антисоветский режиссер Юрий Любимов, который, вопреки сопротивлению советских властей, поставил в далеком 1975 году в самом сердце итальянской традиции – в театре Ла Скала – радикальную оперу Ноно Под жарким солнцем любви с текстами таких политических гуру как Маркс, Ленин, Че Гевара и Кастро, но при этом посвященную «женской теме» – жизни героинь разных революций – от Розы Люксембург до Аиды Сантамарии. В обсуждении также примет участие известный итальянский композитор Никола Сани, автор фильма о Ноно.

Название «Искусство перспективы» отсылает нас также и к замечательному периоду итальянского искусства, когда художники бок о бок с учеными искали новые законы композиции, ориентированные на особенности нашего зрительного и слухового восприятия.  Именно в итальянской живописи Возрождения параллельные прямые сходятся, а в хоровых композициях самостоятельные голоса все чаще сливаются в единые аккорды. С этого момента абстрактно-символическое пространство средневековой изобразительности превращается в пространство перцептивное, подчиненное нашему субъективному чувственному восприятию. В музыке же свободная линеарность мелодического движения отдельных голосов все больше согласовывается с ясно воспринимаемыми слухом последовательностями аккордовых вертикалей. Интересно, что в России еще на протяжении нескольких столетий в изобразительности иконы господствовал как раз противоположный принцип – закон «обратной перспективы» и символическая, а не иллюзорная логика композиции. Также и в российской музыке - аккордовое (партесное) многоголосие утвердилось здесь лишь к концу XVII века.

Любопытно, что именно эти характерные свойства искусства перспективы стали одной из основ русского авангарда в начале ХХ века. Возможно, и сегодня этот «неравновесный баланс» эстетически сенсибельного и символико-концептуалисткого начал во многом определяет особенности и различия итальянской и российской музыки, а может быть – и перспективы искусства наших стран.

Владимир Тарнопольский,

художественный руководитель фестиваля

8 декабря, четверг

Открытие фестиваля

19:00, Рахманиновский зал консерватории

Концерт

Сальваторе Шаррино  Introduzione all'oscuro (1981)

Эдисон Денисов          Итальянские песни (1964)

Франко Донатони         Lumen (1975)     

Олег Пайбердин          Re-mix (2011, МП)

Рафаэле Гримальди    Studio Cubico (2011, РП)

Александр Хубеев       Intonarumori (2011, МП)

 

Ансамбль «Студия новой музыки»

Дирижер – заслуженный артист России Игорь Дронов

 

 9 декабря, пятница

 

12:00. Большой зал консерватории, фойе

Открытие выставки «Луиджи Ноно 1924-1990. Маэстро звуков и тишины».

Из архивов Фонда Луиджи Ноно в Венеции

 

13:00, Конференц-зал консерватории

«Под жарким солнцем любви». Луиджи Ноно и Россия

Юрий Любимов о постановке оперы Ноно в Ла Скала.

В беседе принимают участие Нурия Шенберг-Ноно и Никола Сани

Просмотр оперы («Al Gran Sole Carico D'amore», 1975, Teatro alla Scala, реж. Ю. Любимов)

Видеоматериалы предоставлены архивным отделом Итальянской телерадиокомпании RAI

 

 

19:00,  Рахманиновский зал консерватории

Концерт

 

Луиджи Ноно               Fragmente – Stille, an Diotima для струнного квартета

                                     Das atmende Klarsein для хора, флейты и электроники (1981-83)

Ольга Бочихина           Fluttuazioni для струнного квартета (2007)

Анна Ромашкова          In aria для струнного квартета (2011, МП)

Фарадж Караев            Postludia XI для фортепиано, струнного квартета и хора за сценой (2011)

             

 

Иван Бушуев (флейта)

Мона Хаба (фортепиано)

Камерный хор ЭЙДОС

Художественный руководитель и дирижер – Андрей Капланов

Квартет «Студии новой музыки»

Николай Хруст (электроника)

 


10 декабря, суббота

 

12:00, Конференц-зал консерватории

Лекция-презентация: композитор Иван Феделе (Италия)

 

 

14:30, Конференц-зал консерватории

Лекция «Современная музыка Италии»: композитор Никола Сани (Италия)

 

 

17.30, Большой зал Союза композиторов

Open Space: творческие проекты молодых российских композиторов:

Ю. Акбалькан, С. Байтереков, В. Бычков, Б. Гецелев, В. Горлинский, О. Гудачев, Г. Дорохов, В. Затула, М. Булошников, А. Шестерикова, М.Полеухина, А.Пысь. Е. Рыкова, Б. Рысин, Д. Селипанов, Д. Хоров, К.Широков, А. Шмурак

Kuku Group

NoName Ensemble и др.

Дирижер – Владимир Горлинский

11 декабря, воскресенье

 

13.00, Конференц-зал консерватории

Мастер-класс для композиторов: Иван Феделе (Италия)

 

 

19:00, Театральный Центр на Страстном

Концерт: Sound&Vision

 

Луиджи Чеккарелли       pic with the help of two willing guys (2011, МП)

Владимир Горлинский   Bramputapsel #2 (2011, МП)

Лука Франческони          Strade parallele (2010, РП)

Алексей Наджаров         Argos (2011, МП)

Никола Сани                  Lied 2  (2011, МП)

 

Alter Ego (Италия)

 

 

20:30, Театральный центр на Страстном

Круглый стол: Современная музыка России и Италии

12 декабря, понедельник

 

12:00, Конференц-зал консерватории

Мастер-класс: Альдо Кампаньяри, скрипка (солист Alter Ego)

 

 

13:30, Конференц-зал консерватории

Мастер-класс: Франческо Диллон, виолончель (солист Alter Ego)

 

 

15:00, Конференц-зал консерватории

Мастер-класс: Паоло Равалья, кларнет (солист Alter Ego)

 

 

16:30, Конференц-зал консерватории

Лекция об электронной музыке: композитор Луиджи Чеккарелли (Италия)

 

19:00, Рахманиновский зал консерватории

Концерт

 

Луиджи Чеккарелли       Birds для басового кларнета и магнитофонной пленки (1995-2008)   

Иван Феделе                  Сюита № 3 для виолончели (2008)

Стефано Скоданиббио   Ritorno a cartagena  для басовой флейты (2001)

Сальваторе Шаррино    Соната III для фортепиано (1987)

Франко Донатони           Argot для скрипки (1979)

Александр Кнайфель     Lament для виолончели  (1967)

 

Alter Ego (Италия)

 

 

20:00, Рахманиновский зал консерватории

Концерт

                                            

Бруно Мадерна              Струнный квартет (1946)

Ацио Корги                    Nocturnus Visus  для кларнета соло (1999)

Алессандро Перини       Pictorial Formula  для струнного квартета (2011, МП)

Карлхайнц Штокхаузен              Der Kleine Harlekin, танцевальные движения для кларнета (1975)

Николо Кастильони        Romanza для струнного квартета (1990, РП)

Александр Вустин          Canto для струнного трио (1999)

Джачинто Шелси            Струнный квартет №5 (1988)

Николай Хруст               Manifesto для бассетгорна, чтеца и струнного квартета  (2011, РП)

 

Xenia Ensemble (Италия)

Микеле Марелли, кларнет, бассетгорн

Дэвид Ливермор, чтец 

13 декабря, вторник

 

12:00, Конференц-зал консерватории

Мастер-класc: Микеле Марелли (кларнет, бассетгорн)

 

 

13:30, Конференц-зал консерватории

Мастер-класc: Оскар Пиццо, фортепиано (солист Alter Ego)

 

 

15:00, Конференц-зал консерватории

Мастер-класc: Мануэль Зуррия, флейта (солист Alter Ego)

 

 

17.00, Конференц-зал консерватории

Предконцертная встреча: ансамбль Xenia (Италия) и композитор Стефано Пьерини (Италия)

 

 

19:00, Рахманиновский зал консерватории

Концерт

 

Стефано Пьерини        (De)Cadenze квинтет для кларнета и струнных (2011, МП)

Джулио Кастаньоли     Canto antico для скрипки соло (2010, РП)

Александр Кнайфель   EF Tre carte di visita del poeta для струнного трио (2009)

Альберто Колла          The spiked and winding cold seahorn  для бассетгорна (2000, РП)

Валентино Букки          Soliloquios для альта соло  (1976, РП)

Сальваторе Шаррино Quintettino для кларнета и струнных  (1976)

 

Микеле Марелли, кларнет, бассетгорн

Xenia Ensemble (Италия)

 

20:00, Рахманиновский зал консерватории

Концерт

 

Фаусто Ромителли         Domeniche alla periferia dell'impero: prima domenica для басовой флейты,

                                      бас-кларнета, скрипки и виолончели, (1995, РП)

Сальваторе Шаррино    Трио №2 для скрипки, виолончели и фортепиано (1987)

Эмануэле Казале           5 для флейты, кларнета и магнитофонной пленки (2003, РП)

Риккардо Вальини         Serenade для пяти инструментов (2006, РП)

Риккардо Нова               Thirteen@13x8 terror generating deity для ансамбля и пленки (2005, РП)

Маурицио Пизати           Ab sofort для флейты и подготовленного фортепиано (1990, РП)

Франческо Филидеи       Abaq для ансамбля (2001, РП)

Фаусто Ромителли         Domeniche alla periferia dell'impero: seconda domenica для

                                      басовой флейты, бас-кларнета, скрипки и виолончели (2000, РП)

 

Alter Ego (Италия)


 

 

14 декабря, среда

12.00, Конференц-зал консерватории

«Кому нужны фестивали современного искусства?»

Встреча с Массимо Онгаро, директором международного фестиваля современной музыки «Венецианская биеннале»

 

14.00, Конференц-зал консерватории

Показ документального биографического фильма Никола Сани «С Луиджи Ноно», основанный на редких архивных материалах (2000)

 

18.00, Конференц-зал консерватории

Предконцертная беседа: Иван Феделе, Юрий Воронцов

 

Закрытие фестиваля

19:00, Рахманиновский зал консерватории

Концерт в рамках проекта «Европа глазами россиян. Россия глазами европейцев»

 

Иван Феделе                         Действия (2011, МП)

Юрий Воронцов                    Buffatore (2011, МП)         

Алексей Сюмак                     Иллюзия концерта (2006)

Карло Чичери                       Volta (2009)

Владимир Тарнопольский     Маятник Фуко (2004)

 

Ансамбль «Студия новой музыки»

Дирижер – заслуженный артист России Игорь Дронов

Концерт проходит при поддержке Европейского союза