Джордж Крам
Federico's Little Song for Children для голоса, флейты и арфы
An Idyll for the Misbegotten (Images III) для флейты и трёх ударных
Программа:
Джордж Крам
Federico's Little Song for Children для голоса, флейты и арфы
An Idyll for the Misbegotten (Images III) для флейты и трёх ударных
Исполнители:
Екатерина Кичигина, сопрано
Мария Фёдорова, арфа
Марина Рубинштейн, флейта
Андрей Никитин, ударные
Андрей Винницкий, ударные
Владимир Терехов, ударные
Программа:
Жерар Гризе
Partiels для 18-ти исполнителей (1975)
Игорь Кефалиди
Аpophonie для двух фортепиано, электроники и видео (2016)
Чарльз Айвз
Вопрос, оставшийся без ответа для камерного ансамбля (1906)
Владимир Тарнопольский
Кассандра для большого ансамбля (1991)
Игорь Стравинский
Скерцо в русском стиле версия для ансамбля Кирилла Уманского (1944/2017)
Исполнители:
Мона Хаба, фортепиано
Наталия Черкасова, фортепиано
Игорь Кефалиди, электроника
Александр Петтай, Ян Калнберзин, видео
Ансамбль Студия новой музыки
Дирижёр — Сергей Акимов
15 октября (12.00) в Центре электроакустической музыки Московской консерватории состоится творческая встреча с австрийско-болгарским композитором Владимиром Панчевым.
Албена Найденова (сопрано) и Леонид Патеюк (виола д'амур) исполнят некоторые произведения композитора.
Также пройдёт дискуссия о творчестве Панчева и его методе композиции.
Вход свободный!
Программа:
Александр Мосолов
Четыре газетных объявления ("из Известий ВЦИКа") для голоса и фортепиано (1926)
Родион Щедрин
Три весёлых пьесы для скрипки, виолончели и фортепиано (1997)
Алексей Сюмак
Марш! для флейты, ударных и фортепиано (2013)
Владимир Дешевов
Рельсы для фортепиано (1927)
Альфред Шнитке
Серенада для камерного ансамбля (1968)
Исполнители:
Екатерина Кичигина, сопрано
Ольга Галочкина, виолончель
Наталия Черкасова, фортепиано
Мона Хаба, фортепиано
Ансамбль солистов Студия новой музыки
Дирижёр — Сергей Акимов
Программа:
Георгий Дорохов
Манифест для 3 пенопластов (2009)
Дарья Звездина
no-shelled для флейты, скрипки, фортепиано и электроники (2018)
Петер Аблингер
Regenstück из цикла «Instruments &» для ансамбля, воды и мембраны (2007) Российская премьера
____________________
20:00
Дискуссия 1
Анатолий Осмоловский, художник, теоретик искусства, основатель института БАЗА
Симон Мраз, атташе по культуре посольства Австрии в России, директор Австрийского культурного форума
Клаус Ланг, композитор, специальный гость фестиваля (Австрия)
____________________
21:00
Дмитрий Бурцев
Тело, мой предатель для аккордеона соло (2016)
Павел Поляков
Что рассказывают мне цветы для скрипки (2019) Мировая премьера
Кирилл Широков
Cемнадцать фрагментов музыки для альта соло (2016) /
Numbers, версия для 12 исполнителей (2018/2019) МП
Клаус Ланг
The Ocean of Yes and No для ансамбля (2008) Российская премьера
____________________
22:00
Дискуссия 2
Композиторы — участники концерта
Исполнители:
Павел Поляков, скрипка
Студия новой музыки
Дирижер — Игорь Дронов
При поддержке Австрийского культурного форума в Москве
Программа:
Клаус Ланг родился в Граце в 1971 году. Обучался композиции и теории музыки у Германа Прессля, Беата Фуррера и Юнгхи Паг-Пан, а также исполнительству на органе. Клаус Ланг живет в Штирийской области Австрии.
Клаус Ланг любит чай и не любит газонокосилки и Рихарда Вагнера. Музыка Клауса Ланга не является способом передачи какого-либо внемузыкального содержания — эмоций, философских или религиозных идей, политической пропаганды, рекламы и т. д. Его музыка — не язык и не способ коммуникации, а свободный и самостоятельный акустический объект. В своем творчестве Ланг не использует, а исследует звук и дает ему возможность раскрыть собственные неисчерпаемые красоты. Лишь если звук — это звук и ничего более, только тогда становится возможным воспринять звук как то, чем он действительно является — как временной феномен, как слышимое время. Время для Клауса Ланга — это одновременно и композиторский материал, и фундаментальное содержание музыки. По его мнению, музыкальный материал — это время воспринимаемое в звуке, а объект музыки — переживание времени в процессе слушания. Музыка — это услышанное время.
Вход свободный
При поддержке Австрийского культурного форума в Москве
Программа:
Мультимедийный проект «Двойная игра» (2019)
Российская премьера
Йеспер Норден
Calm Like a Bomb
Александр Вер & Хосе Мигель Фернандес
Double Jeu
Йеспер Норден
Ashes in the Fall
Исполнители:
Ансамбль Flashback (Франция)
Диего Този, скрипка
Тома Пенангье, видеохудожник
____________________
20:00
Дискуссия
Диего Този, скрипач, солист ансамбля Intercontemporain, гость фестиваля (Франция)
Александр Вер, композитор, руководитель ансамбля Flashback, гость фестиваля (Франция)
Тома Пенангье, видеохудожник ансамбля Flashback, гость фестиваля (Франция)
ВХОД СВОБОДНЫЙ
Совместно с Центром электроакустической музыки Московской консерватории и Московским домом композиторов при поддержке Итальянского института культуры в Москве
Исполнители:
"Карл Дальхаус. Избранные труды по истории и теории музыки"
Перевод — Степан Наумович (Германия)
Издательство им. Н. И. Новикова, 2019
На фестивале состоится презентация первого русскоязычного сборника трудов одного из самых ярких и авторитетных немецких музыковедов второй половины ХХ века Карла Дальхауса. Издание включает 23 статьи, сгруппированные в несколько крупных разделов: «Теория музыки», «История и эстетика музыки», «Музыкальная историография», «Опера». Книга открывается разделом о Новой музыке, изучению которой посвящена немалая часть наследия ученого.
Характеризуя масштаб личности Дальхауса, научный редактор издания Марина Раку пишет: «не только в немецком, но и в мировом сообществе мы сегодня не найдём равных ему по глубине и смелости осмысления широчайших и сложнейших процессов, а в особенности тех, кто не желал бы, как и он, спрямлять их течение в своих исторических описаниях или теоретических анализах». По её мнению, реакция на эту книгу «в некотором смысле должна стать лакмусовой бумажкой состояния российской науки о музыке».
Автор перевода Степан Наумович отмечает, что названия работ Карла Дальхауса часто сформулированы полемически — в виде вопросов: «Устарел ли формальный анализ?», «Служит ли двенадцатитоновый ряд заменой тональности?», «Может ли музыкальная критика быть объективной?». К этому же ряду материалов относится и вошедшее в издание знаменитое эссе Дальхауса «Почему так трудно понимать Новую музыку? Речь в защиту исторического понимания». По словам Наумовича, «Дальхаус, выступивший отчасти «от имени» музыкознания в целом, сформулировал свою тему в индивидуальном ключе – не приличествующая случаю праздничная приподнятость, а скорее тревога звучит в его вопросе. Правда, признание горькой реальности в первом предложении заглавия (Новую музыку трудно понять) отчасти смягчено надеждой во втором (возможно, «историзация» взаимоотношений с Новой музыкой поможет спасти ситуацию)».
Также в книгу вошли и другие статьи Дальхауса о новой музыке — в частности. «Эмансипация диссонанса», «Эстетическая теология Шёнберга», «Новая музыка и проблема музыкальных жанров».
В ходе презентации речь пойдёт о фигуре Дальхауса и её значении для европейского музыковедения, о содержании книги и значимости публикуемых статей, а также о том, как проходил процесс их перевода.
Участники презентации:
Степан Наумович, музыковед, автор перевода
Марина Раку, музыковед, научный редактор издания
Программа:
Пьер Шеффер, Пьер Анри
Симфония для одного человека (1949–1950, фрагменты)
4. Erotica
9. Eroica
Маурисио Кагель
Десять маршей, не ведущих к победе для духовых и ударных (1978–1979) Российская премьера
№№ 1, 2, 3, 9, 10
Алексей Сюмак
Hero's Last Dance для флейты соло (2019) Мировая премьера
Николай Попов
Edit(a)Fill мультимедийная композиция (2015)
Видеохудожники — Александр Плахин и Александра Голикова
Эрвин Шульхоф
Sonata Erotica для женского голоса соло (1919) Российская премьера
_____________________
20:00
Дискуссия
Игорь Кондаков, профессор кафедры истории и теории культуры РГГУ, автор книги «Русский масскульт: от барокко к постмодерну»
Анатолий Осмоловский, художник, теоретик искусства, основатель института БАЗА
Клаус Ланг, композитор, специальный гость фестиваля (Австрия)
Композиторы — участники концерта
_____________________
21:00
Бернхард Ланг
Monadology XVI “Solfeggio” для флейты (2011) Российская премьера
Клаус Ланг
Darkness and Freedom для флейты, виолончели и аккордеона (2016/2017) Российская премьера
Маурисио Кагель
Десять маршей, не ведущих к победе для духовых и ударных (1978–1979) Российская премьера
№№ 8, 7, 6, 5, 4
Исполнители:
Мануэль Зуррия, флейта (Италия)
Надежда Мейер, сопрано
Алексей Смирнов, режиссёр
Николай Попов, электроника
Студия новой музыки
Дирижер — Сергей Акимов
_____________________
21:30
Алексей Сысоев
Wallpapers 3.2.24 (2019)
Исполнители:
Алексей Сысоев, рояль / перкуссия / шаговые моторы
Владимир Горлинский, гитара
Дарья Звездина, альт
Дмитрий Бурцев, аккордеон
Василиса Филатова, скрипка
18+
При поддержке Австрийского культурного форума и Итальянского института культуры в Москве
Программа:
Родился в Катании в 1962 году. С 1980 живёт в Риме.
Много выступает как солист и ансамблист. Сотрудничал с известными композиторами — С. Шаррино, Ф. Донатони, Ф. Ромителли, С. Буссотти, Э. Люсье, А. Пяртом, Ф. Глассом, Т. Райли, К. Саариахо, Д. Куртагом, Л. Андриссеном, С. Губайдулиной и мн. др.
С 1990 — основатель и постоянный участник ансамбля Alter Ego, ведущего итальянского ансамбля современной музыки.
Принимает участие в крупнейших европейских фестивалях современной музыки, в числе которых Венецианская биеннале, Pacific Music Festival (Япония), Beethovenhalle (Германия), IRCAM — Festival Agorà (Франция) и мн. др.
Преподавал на Дармштадтских летних курсах. В 2010 и 2011 проводил мастер-классы в Московской консерватории.
Записал около 40 компакт-дисков.
При поддержке Итальянского института культуры в Москве
Программа:
Франсуа Саран
Ô Piano для говорящего пианиста и электроники (2012–16) Российская премьера
Стефан Принс
Piano Hero #1 для midi-клавиатуры, live-электроники и видео (2011–2012) Российская премьера
Алек Холл
A Dog is a Machine for Loving для говорящего пианиста и электроники (2016–2018) Российская премьера
Исполнители:
Стефан Гинзбург, фортепиано (Бельгия)
Алек Холл, электроника (Канада)
____________________
20:00
Дискуссия
Ирина Сироткина, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН, историк психологии и антрополог
Роман Насонов, музыковед, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории
Стефан Гинзбург, пианист, гость фестиваля (Бельгия)
Алек Холл, композитор, гость фестиваля (Канада)
____________________
21:00
Сальваторе Шаррино
All’aure in una lontananza для флейты (1977)
Кайя Саариахо
Dolce Tormento для флейты пикколо (2005) Российская премьера
Мэтью Шломовиц
Left Right Up Down Pogo для флейты и движений (2014) Российская премьера
Исполнитель:
Мануэль Зуррия, флейта (Италия)
____________________
21:30
Владимир Горлинский
10 орфических песен для голоса, искусственной реверберации и задержки (2018) Мировая премьера
Исполнители:
Владимир Горлинский, голос
Алексей Наджаров, электроника
При поддержке Итальянского института культуры в Москве и Wallonie-Bruxelles International (W.B.I.)
Программа:
Арман Гущян
Stillhörig для 13 инструменталистов (2013) Российская премьера
Мехди Хоссейни
Инерция для кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели (2014)
Генри Кауэлл
Посвящение Ирану для скрипки, фортепиано и ударных (1959)
____________________
20:00
Дискуссия
Михаил Велижев, профессор факультета гуманитарных наук ВШЭ, автор книги «Цивилизация, или Война миров»
Композиторы — участники концерта
____________________
21:00
Клаус Ланг
Tehran Dust для фисгармонии и виолончели (2013) Российская премьера
Фарадж Караев
Проповедь, мугам и молитва для тара, инструментального ансамбля и магнитной ленты (1997) Российская премьера
Исполнители:
Заслуженный артист Азербайджана
Сахиб Пашазаде, тар
Студия новой музыки
Дирижёр — Сергей Акимов
При поддержке Австрийского культурного форума в Москве и Министерства культуры Азербайджанской республики
Программа:
Режиссёр — Ганс Карл Бреслауэр
Музыка — Ольга Нойвирт (2017)
В Австрии отреставрировали фильм 1924 года "Город без евреев", авторы которого предугадали гонения на евреев и Холокост.
«Город без евреев» был снят по одноименному роману-антиутопии Гуго Беттауэра, вышедшему в 1922 году. Книга создавалась в условиях набиравшего силу антисемитизма, отозвавшись на него горькой сатирой: писатель рассказывает об изгнании евреев из Вены.
Книга была очень популярна и стала самым известным произведением Гуго Беттауэра. В 1923 году Ханс Карл Бреслауэр приступил к экранизации романа. Режиссер изменил ряд деталей, в частности, он превратил реальную Вену в вымышленную Утопию. Большинство корректировок и отклонений от оригинала понадобились для того, чтобы избежать проблем с цензурой. Во время показов фильма нацисты устравали беспорядки, а в 1925 году Гуго Беттауэр был застрелен членом национал-социалистической рабочей партии.
Фильм «Город без евреев» много лет считался утраченным. В 2015 году он был случайно найден на блошином рынке в Париже и передан в австрийский Национальный киноархив, где его отреставрировали. Сегодня «Город без евреев» признан одним из важнейших австрийских фильмов межвоенного периода и первым кинематографическим документом, направленным против антисемитизма.
Музыка Ольги Нойвирт написана специально для премьеры восстановленной версии фильма, которая прошла 7 ноября 2018 года в Венском Концертхаусе.
Российская премьера
Исполнители:
Студия новой музыки
Дирижёр — Игорь Дронов
Совместно с КароАрт при поддержке Австрийского культурного форума в Москве и Национального фонда поддержки правообладателей