Октябрь
2017
Октябрь 2017
2 | 10 | 2017, пн – 12:00
Конференц-зал консерватории
Творческая встреча c композитором Элвином Люсье (США)
Элвин Люсье (Alvin Lucier, р. 1931) — первопроходец во многих областях музыкальной композиции, перформанса, звуковой инсталляции. Продолжая поэтику наблюдения за «действующим звуком» Джона Кейджа, Элвин Люсье исследует в своем искусстве акустику пространств, физическую природу звука, траекторию его движения, психологию и физиологию его восприятия, сонифицирует физические и биологические явления, раскрывая их уникальный эстетический потенциал.
Полная информация о фестивале
2 | 10 | 2017, пн – 15:30
Конференц-зал консерватории
Мастер-класс для композиторов: Элвин Люсье (США)
Элвин Люсье (Alvin Lucier, р. 1931) — первопроходец во многих областях музыкальной композиции, перформанса, звуковой инсталляции. Продолжая поэтику наблюдения за «действующим звуком» Джона Кейджа, Элвин Люсье исследует в своем искусстве акустику пространств, физическую природу звука, траекторию его движения, психологию и физиологию его восприятия, сонифицирует физические и биологические явления, раскрывая их уникальный эстетический потенциал.
Полная информация о фестивале
3 | 10 | 2017, вт – 20:00
Мультимедиа Арт Музей
The New York School
В рамках фестиваля Элвина Люсье «Everything Is Real»
В программе: Элвин Люсье, Джон Кейдж, Джеймс Тенни, Мортон Фелдман

Программа:

Элвин Люсье
Vespers для четырех исполнителей на приборах эхолокации (1968) РП

Джон Кейдж
Струнный квартет в четырех частях (1950)

Джеймс Тенни
Arbor Vitae (2006) РП

Мортон Фелдман
Структуры (1951) РП

Элвин Люсье
Navigations for Strings (1991) РП

Исполнители:

Струнный квартет
Студия новой музыки

Станислав Малышев, скрипка
Инна Зильберман, скрипка
Анна Бурчик, альт
Ольга Калинова, виолончель

Художественный руководитель фестиваля — Арман Гущян


Перед концертом в 19:00 в фойе Мультимедиа Арт Музея состоится лекция Элвина Люсье о композиторах Нью-Йоркской школы.

Со 2 по 7 октября в Москве состоится международный фестиваль-ретроспектива Элвина Люсье «Everything Is Real», посвященный творчеству легендарного американского композитора, одного из пионеров экспериментальной музыки и саунд-арта.

Элвин Люсье (Alvin Lucier, р. 1931) — первопроходец во многих областях музыкальной композиции, перформанса, звуковой инсталляции. Продолжая поэтику наблюдения за «действующим звуком» Джона Кейджа, Элвин Люсье исследует в своем искусстве акустику пространств, физическую природу звука, траекторию его движения, психологию и физиологию его восприятия, сонифицирует физические и биологические явления, раскрывая их уникальный эстетический потенциал.

Впервые в России Элвин Люсье сам исполнит свои легендарные перформансы, ставшие одними из первых в истории музыки примеров саунд-арта: I am sitting in a room для голоса и электромагнитной ленты, Music for Solo Performer для исполнителя, многократно усиленных мозговых ритмов и ударных инструментов и Bird and Person Dyning для исполнителя с бинауральными микрофонами, громкоговорителей и электронных звуков.

В рамках фестиваля состоятся несколько российских премьер и мировая премьера сочинения Люсье Sickle, написанного специально для фестиваля «Everything Is Real».

Помимо работ самого Люсье в программу фестиваля войдут сочинения композиторов Нью-Йоркской школы: Джона Кейджа — «Струнный квартет в четырех частях» и российская премьера «Структуры» Мортона Фелдмана, а также Arbor Vitae Джеймса Тенни.

Концерты фестиваля пройдут на ведущих культурных площадках Москвы: Мультимедиа Арт Музее, Московском международном Доме музыки, Новом Пространстве Театра Наций, Электротеатре Станиславский.

Параллельно с музыкальной программой пройдут творческие встречи с Элвином Люсье, мастер-класс для композиторов, цикл лекций и показ документального фильма-портрета композитора «Нет идей вне вещей».

Фестиваль организован культурной платформой «Траектория Музыки» в партнерстве с Московской консерваторией, Мультимедиа Арт Музеем, Московским международным Домом музыки, Новым Пространством Театра Наций и Электротеатром Станиславский при поддержке Музыкального фонда Эрнста фон Сименса.

6 | 10 | 2017, пт – 18:00
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Контрасты и отзвуки ушедшей эпохи
В рамках выставки «Цай Гоцян. Октябрь»
В программе: Николай Рославец, Альбан Берг, Артур Лурье, Янис Ксенакис, Александр Давиденко

Программа:

Николай Рославец
Фортепианное трио №3 (1921)

Альбан Берг
Четыре песни для голоса и фортепиано, ор.2 (1910)

Артур Лурье
Формы в воздухе для фортепиано (1915)

Янис Ксенакис
Харизма для кларнета и виолончели (1971)

Александр Давиденко
Песни Марш безработных (1932), Мать (1930), Песня беспризорного (1927)

Исполнители:

Ансамбль солистов
Студия новой музыки

Екатерина Кичигина, сопрано
Никита Агафонов, кларнет
Станислав Малышев, скрипка
Ольга Галочкина, виолончель
Мона Хаба, фортепиано

Концерт ведет научный сотрудник Центра современной музыки, кандидат искусствоведения Фёдор Софронов

9 | 10 | 2017, пн – 20:00
Третьяковская галерея на Крымском Валу
Революция в звуке
Музыка эпохи советской революции и индустриализации
В программе: Иосиф Шиллингер, Дмитрий Шостакович, Александр Мосолов, Владимир Дешевов, Николай Рославец, Луи Андриссен

Программа:

Иосиф Шиллингер
Аэрофоническая сюита для терменвокса с оркестром (1929)

Дмитрий Шостакович 

Сюита из балета Болт (1931)

Александр Мосолов
Завод. Музыка машин (1928)

Владимир Дешевов
Рельсы (1926)

Николай Рославец
Камерная симфония №1 (1927)

Луи Андриссен

Союз рабочих (1975)

Исполнители:

Олеся Ростовская, терменвокс

Ансамбль солистов
Студия новой музыки

Дирижер – Заслуженный артист России Игорь Дронов

Дирижер – Станислав Малышев


Концерт приурочен к 100-летию революции 1917 года и представит палитру музыкальных экспериментов эпохи авангарда – произведения, знаменующие послереволюционный период и эпоху индустриализации, которым было суждено совершить настоящую революцию в звуке.

Слушатели окажутся в эпицентре звуковой лаборатории 1920-х годов – музыканты будут располагаться под, над и рядом с публикой в пространстве всех этажей центрального фойе Новой Третьяковки. Перекликающиеся и «соперничающие» друг с другом ансамбли под руководством двух дирижеров исполнят знаковые, подчас яростные, безжалостно ритмичные опусы, отражающие дух эпохи индустриализации и первой советской пятилетки.

В отрывках из балетов с говорящими названиями «Болт» (Шостакович), в краткой футуристической пьесе «Рельсы» (Дешевов) композиторы почти натуралистически воспроизводят музыкальными средствами движения заводских механизмов (знаменитый отрывок из балета Мосолова носит название «Завод. Музыка машин»). Лирической кульминацией концерта станет пьеса с сольной партией первого электроинструмента 1920-х годов – терменвокса, звучащего от движения рук исполнителя в зоне его электромагнитного поля. Громкая финальная точка вечера – первое в XXI веке и самое масштабное по числу музыкантов московское исполнение знаменитой ритмической партитуры Луи Андриссена «Союз рабочих», ради которой выступавшие в течение вечера ансамбли объединятся в единый «рабочий союз».

У гостей события будет возможность не только услышать звуковой портрет эпохи, но и увидеть ее визуальный слепок, посетив масштабную тематическую выставку Третьяковской галереи «Некто 1917», где представлены важнейшие произведения живописи и скульптуры революционного года из коллекций ведущих музеев России, галереи Тейт и Центра Помпиду – работы Кандинского, Малевича, Родченко, Серебряковой, Кустодиева, Петрова-Водкина и др.. Что позволит максимально полно погрузиться в атмосферу переломного времени, которое переживалось современниками как начало совершенно нового этапа мировой истории.

Концертом «Революция в звуке»  открывает сотрудничество ансамбля «Студия новой музыки» и команды Sound up.

11 | 10 | 2017, ср – 19:00
Рахманиновский зал
Плюс электрификация всей страны!
Цикл концертов к 100-летию революции «Красное колесо», концерт №2
В программе: Всеволод Задерацкий, Леонид Половинкин, Владимир Щербачев

Программа:

Всеволод Задерацкий
Камерная симфония (1935)

Всеволод Задерацкий
Соната № 2 для фортепиано (1928)

Леонид Половинкин
Электрификат (1925)

Владимир Щербачев
Нонет (1919)

Исполнители:

Екатерина Кичигина, сопрано
Даниил Екимовский, фортепиано

Ансамбль солистов
Студия новой музыки

Дирижер – Заслуженный артист России Игорь Дронов

Вступительное слово – профессор Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств РФ Всеволод Задерацкий

Проект «Красное колесо» назван по одноименному роману-эпопее Александра Солженицына о России 1914–1917 годов, о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917 года.

Мелькание спиц красного колеса в лучах зари нового искусства — причудливый динамический узор, который мы попытались зафиксировать щелчком затвора беспристрастной фотокамеры. Удивительно, когда композитор Щербачев, друг Маяковского, вставивший нотные строки в его поэму "Война и мир" и впервые озвучивающий его стихотворения, сочиняет совершенно символистский по духу Нонет, воскрешающий тени Айседоры Дункан, Николая Метнера и сказочной Римского-Корсакова. В Петербурге 1919-го, окруженном и голодающем. А чем его ситуация отличается от ситуации Всеволода Задерацкого, деникинского офицера, учителя цесаревича Алексея, когда он во второй по счету ссылке и перед третьим арестом пишет "ударную" коммунистическую симфонию, в которой нет места нежным тембрам струнных — только духовые и ударные? Молодежи, думается, проще — Половинкин увлекается джазом, урбанизмом и пишет фокстрот под "модным" названием "Электрификат". Но и ему приходится забыть о моде и стать "детским" композитором, сочинить девять симфоний, которые оказываются никому не нужны... Судьбы и фотографии. Профиль — анфас. Профиль — анфас. Мелькание спиц красного колеса, вспышки магния, щелкание затвора...».

Фёдор Софронов

12 | 10 | 2017, чт – 19:00
Третьяковская галерея
Струнный резонанс
Музыка времени: неизвестные шедевры. Концерт 6
В программе: Альфред Шнитке, Мечислав Вайнберг, Витольд Лютославский

Программа:

Альфред Шнитке
Струнный квартет №2 (1980)

Мечислав Вайнберг
Струнный квартет №8 (1959)

Витольд Лютославский
Струнный квартет (1964)

Исполнители:

Струнный квартет
Студия новой музыки

Станислав Малышев, скрипка
Инна Зильберман, скрипка
Анна Бурчик, альт
Ольга Калинова, виолончель

Концерт вела заведующая Центром современной музыки –
Вера Серебрякова

14 | 10 | 2017, сб – 19:30
Музей современного искусства Гараж
Интервенция
Пятая международная конференция Музея современного искусства «Гараж». «Архив: спаситель, изобретатель, свидетель»
В программе: Николай Рославец

Программа:

Николай Рославец
Камерная симфония №2 (1935)

Исполнители:

Ансамбль солистов
Студия новой музыки

Дирижер – Заслуженный артист России Игорь Дронов

В контексте архивной конференции взаимодействие между музыкантом и партитурой может восприниматься как активация документа. Вторым выступлением вечерней программы конференции станет исполнение Студией новой музыки «Камерной симфонии № 2» советского композитора Николая Рославца.

Рославец, друг детства Казимира Малевича, считается одним из крупнейших российских и раннесоветских музыкальных новаторов, он — автор собственной композиторской техники синтетаккорда. С начала 1930-х Рославец постоянно становился объектом критики со стороны Российской ассоциации пролетарских музыкантов и Пролеткульта, из-за чего «Камерная симфония № 2» ни разу не исполнялась не только при жизни автора, но и на протяжении всего XX века. Партитуру обнаружили в архивах Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки в 1990-е годы.

21 | 10 | 2017, сб – 19:00
Хрустальный зал Томского музыкального колледжа имени Э. В. Денисова
Открытие Международного симпозиума по современной музыке им. Э. В. Денисова
В программе: Кирилл Уманский, Георгий Дорохов, Эдисон Денисов, Игорь Стравинский, Альфред Шнитке

Программа:

Кирилл Уманский
Точки соприкосновения для скрипки и фортепиано (2017)

Георгий Дорохов
Under Construction для скрипки и фортепиано (2007)

Эдисон Денисов
Соната для скрипки и фортепиано (1963)

Игорь Стравинский
Дивертисмент из балета Поцелуй феи для скрипки и фортепиано (1934/1949)

Альфред Шнитке
Соната № 1 для скрипки и фортепиано (1963)

Исполнители:

Солисты ансамбля
Студия новой музыки

Станислав Малышев, скрипка
Мона Хаба, фортепиано

Имя Эдисона Денисова входит в число выдающихся томичей, прославляющих свой родной город далеко за его пределами. Выпускник Томского государственного университета и Томского музыкального училища, в историю музыкальной культуры он вошел как создатель новой российской композиторской школы, видный общественный деятель, утвердивший новую российскую музыку в мировом музыкальном пространстве.

С 21 по 30 октября 2017 г. в Томске состоится Международный симпозиум по современной музыке имени Эдисона Денисова, организованный Томским музыкальным колледжем имени Э.В. Денисова при поддержке Министерства культуры РФ и Департамента по культуре и туризму Томской области.

Мероприятия Симпозиума будут проходить в Концертном зале «Хрустальный» Томского музыкального колледжа и Органном зале Томской областной государственной филармонии.

Формат проведения Симпозиума предполагает не только концерты, но и образовательную часть: мастер-классы, презентации, творчески встречи с композиторами и исполнителями, творческие лаборатории и научно-практическую конференцию, что будет способствовать увеличению интереса к новому искусству, укреплению и развитию международных культурных связей и межкультурному обмену между Россией и Европой.

23 | 10 | 2017, пн – 19:00
Большой зал Московского Дома композиторов
Концерт электроакустической музыки
В программе: Мануэль Роха Итурбид, Игорь Кефалиди, Луиджи Чеккарелли, Франциско Колосанто, Николай Попов, Карлос Пералес, Александр Хубеев, Мисси Маццоли

Программа:

Мануэль Роха Итурбид
Ashimakase для фортепиано и электронных звуков

Игорь Кефалиди
Аpophonie для двух фортепиано, электроники и видео

Луиджи Чеккарелли
II contatore di nuvole для фортепиано и электроники

Игорь Стасюк
Триптих мультимедийная композиция

Менгиле Ки
Spirit of Sword для флейты и электроники

Франциско Колосанто
Por los Andes для скрипки, электроники и видео

Николай Попов
Espace a la S. для скрипки, электроники и видео

Карлос Пералес
Entrada/Pavana для аккордеона и электроники

Симон Стин-Андерсен
Study for String Instrument #3 для виолончели, электроники и видео

Александр Хубеев
Это было? Это будет! для аккордеона, электроники и видео

Мисси Маццоли
для альта, голоса и электроники

Исполнители:

Солисты ансамбля
Студия новой музыки

Наталья Черкасова, фортепиано
Мона Хаба, фортепиано
Станислав Малышев, скрипка
Сергей Чирков, аккордеон

Константин Ефимов, флейта
Сергей Полтавский, альт
Алиса Тен, голос
Юлия Мигунова, виолончель

Александр Петтай, видео
Эндрю Квинн, видео

26 | 10 | 2017, чт – 15:55
Мультимедиа Арт Музей
MAMMUSIC. СИЛЬВЕСТРОВ. «ТЕРРИТОРИИ»
Фестиваль Валентина Сильвестрова
В программе: Валентин Сильвестров, Леонид Грабовский, Галина Уствольская, Александр Кнайфель

Программа:

Валентин Сильвестров
Драма (1970)

Леонид Грабовский
Трио для скрипки, фортепиано и контрабаса (1964)

Галина Уствольская
Соната для скрипки и фортепиано (1952)

Александр Кнайфель
Lamento (1967)

Исполнители:

Алексей Любимов, фортепиано
Борис Андрианов, виолончель

Солисты ансамбля
Студия новой музыки
Станислав Малышев, скрипка
Григорий Кротенко, контрабас
Наталия Черкасова, фортепиано

30 сентября 2017 года исполнилось 80 лет Валентину Сильвестрову — одному из наиболее влиятельных отечественных композиторов второй половины XX — начала XXI века. Творческий поиск Сильвестрова начался с авангардных экспериментов — рубеж 60-70-ых годов. Позже музыкальный язык композитора начал меняться. Его цикл «Тихие песни» считается первым концептуальным произведением в музыке СССР — это проникновенное, ностальгическое произведение, обращенное к той ушедшей культуре, голос которой уже доносится «издалека», но все еще различим.

В конце года Мультимедиа Арт Музей готовит фестиваль-посвящение Валентину Сильвестрову в его юбилей.

Первый концерт Фестиваля Валентина Сильвестрова.
«Территории» — это условное, но стилистически точное сравнение авторов, близких по духу, но работающих в двух крупных музыкальных столицах — Киеве и Петербурге.

26 | 10 | 2017, чт – 20:00
Мультимедиа Арт Музей
Сильвестров. Территории
В программе: (Киев), Валентин Сильвестров, Леонид Грабовский, (Ленинград), Галина Уствольская, Александр Кнайфель

Программа:

(Киев)

Валентин Сильвестров
Драма (1970)

Леонид Грабовский
Трио для скрипки, фортепиано и контрабаса (1964) tr>

(Ленинград)

Галина Уствольская
Соната для скрипки и фортепиано (1952) tr>

Александр Кнайфель
Lamento (1967)

Исполнители:

Ансамбль Студия новой музыки Станислав Малышев (скрипка) Григорий Кротенко (контрабас) Наталия Черкасова (фортепиано)
27 | 10 | 2017, пт – 20:00
Театральный центр «На Страстном»
КАНДИД
Музыкальный спектакль по мотивам повести Вольтера
В программе: Андрей Бесогонов

Исполнители:

Солисты ансамбля
Студия новой музыки

Мастерская Дмитрия Брусникина

Британская высшая школа дизайна (курс "Театральный дизайн")

Драматурги: Андрей Родионов и Катерина Троепольская
Режиссер: Елизавета Бондарь
Художники-кураторы: Галя Солодовникова и Полина Бахтина
Хореограф: Ирина Галушкина
Музыкальный куратор: Владислав Тарнопольский
Видеохудожники: Маргарита Акимова и Татьяна Самараковская
Композитор: Андрей Бесогонов

Кандид — музыкальный спектакль Мастерской Брусникина по классической повести Вольтера. Философский балаган, где жизнь и смерть борются между собой. История Кандида невероятная, смешливая, издевательская. Маски, опереточные штампы и цитаты, все танцуют, поют, проводят время в различных забавах, а так же горят на костре, тонут, седеют от ужаса. В общем, всё как в реальности.

Либретто написали Андрей Родионов и Екатерина Троепольская, почти не меняя авторский текст, но добавив в него несколько острых шуток на современные темы. Музыка Андрея Бесогонова – это путешествие по музыкальным эпохам с узнаваемыми и остроумными цитатами. Оформление спектакля – Британская Высшая Школа дизайна. Декорации, костюмы и реквизит разработаны в стиле компьютерной игры студентами курса «Сценография» под руководством Гали Солодовниковой и Полины Бахтиной, видео — студентами курса «Дизайн в интерактивной среде».

«Я сразу загорелся идеей калейдоскопа — в вольтеровском «Кандиде» с персонажем происходит столько событий по всему миру, что только в такой стилистике можно решить сюжет. Получилось путешествие не только по миру, но и по музыкальным эпохам. Я отобрал исторически наиболее крупные стили, используя систему цитирования оригиналов: классицизм, романтизм, ренессанс, готику, джаз, и есть даже один эпизод с рэпом», — Андрей Бесогонов, композитор спектакля.

28 | 10 | 2017, сб – 20:00
Театральный центр «На Страстном»
Кандид
Музыкальный спектакль по мотивам повести Вольтера
В программе: Андрей Бесогонов

Исполнители:

Солисты ансамбля
Студия новой музыки


Мастерская Дмитрия Брусникина

Британская высшая школа дизайна (курс "Театральный дизайн")

Драматурги: Андрей Родионов и Катерина Троепольская
Режиссер: Елизавета Бондарь
Художники-кураторы: Галя Солодовникова и Полина Бахтина
Хореограф: Ирина Галушкина
Музыкальный куратор: Владислав Тарнопольский
Видеохудожники: Маргарита Акимова и Татьяна Самараковская
Композитор: Андрей Бесогонов

Кандид — музыкальный спектакль Мастерской Брусникина по классической повести Вольтера. Философский балаган, где жизнь и смерть борются между собой. История Кандида невероятная, смешливая, издевательская. Маски, опереточные штампы и цитаты, все танцуют, поют, проводят время в различных забавах, а так же горят на костре, тонут, седеют от ужаса. В общем, всё как в реальности.

Либретто написали Андрей Родионов и Екатерина Троепольская, почти не меняя авторский текст, но добавив в него несколько острых шуток на современные темы. Музыка Андрея Бесогонова – это путешествие по музыкальным эпохам с узнаваемыми и остроумными цитатами. Оформление спектакля – Британская Высшая Школа дизайна. Декорации, костюмы и реквизит разработаны в стиле компьютерной игры студентами курса «Сценография» под руководством Гали Солодовниковой и Полины Бахтиной, видео — студентами курса «Дизайн в интерактивной среде».

«Я сразу загорелся идеей калейдоскопа — в вольтеровском «Кандиде» с персонажем происходит столько событий по всему миру, что только в такой стилистике можно решить сюжет. Получилось путешествие не только по миру, но и по музыкальным эпохам. Я отобрал исторически наиболее крупные стили, используя систему цитирования оригиналов: классицизм, романтизм, ренессанс, готику, джаз, и есть даже один эпизод с рэпом», — Андрей Бесогонов, композитор спектакля.

30 | 10 | 2017, пн – 19:00
Большой зал Дома композиторов
Концерт в рамках фестиваля "Московская осень"
В программе: Кирилл Уманский

Программа:

Кирилл Уманский
Струнный квартет (2017) Мировая премьера

Исполнители:

Струнный квартет "Студия новой музыки": Станислав Малышев Инна Зильберман Анна Бурчик Ольга Калинова