Декабрь
2021
Декабрь 2021
БИЛЕТЫ
3 | 12 | 2021, пт – 19:00
Концертный зал им. Н.Я. Мясковского
Студия новой музыки. Молодежная лаборатория
Концерт ассистентов-стажеров класса "Оркестр современной музыки"

Программа:

Сальваторе Шаррино
Melencolia для виолончели и фортепиано (1980)

Тору Такэмицу
Маска для двух флейт (1959)

Дэвид Лэнг
Undanceble для виолончели и фортепиано (2010)

София Губайдулина
Струнное трио (1988)

Юрий Каспаров
Untransperent emptiness для флейты и виолончели (2008)

Андерс Коппель
Токката для маримбы и вибрафона (1990)

Исполнители:

Анна Комарова, флейта
Маргарита Пичужкина, альт
Александра Кобрина, виолончель
Андрей Габелков, ударные

В концерте принимают участие:

Ксения Арсенова, флейта
Мария Корякина, флейта
Наталия Черкасова, фортепиано
Дарья Васильева, скрипка
Евгения Беляева, виолончель
Павел Бессонов, ударные

БИЛЕТЫ
6 | 12 | 2021, пн – 20:00
ГМИИ им. Пушкина
Хождение за три моря. Фестиваль "Декабрьские вечера"
Восток в русской и французской музыке первой трети XX века
В программе: И. Стравинский, М. Деляж, В. Дешевов, Д. Шостакович, М. Равель

Программа:

Игорь Стравинский
Три стихотворения из японской лирики для сопрано, двух флейт, двух кларнетов, фортепиано и струнного квартета (1912–1913)

Морис Деляж
Семь хайку. Вокальный цикл на стихи японских поэтов для сопрано, флейты, гобоя, кларнета и струнного квартета (1924)

Игорь Стравинский
Два номера из оперы Соловей (1908–1914) по одноименной сказке Г. Х. Андерсена
Переложение для инструментального ансамбля Фараджа Караева

Морис Деляж
Четыре индусских поэмы для голоса, двух флейт, двух кларнетов, гобоя, струнного квартета и арфы (1912)

Морис Равель
Chansons Madécasses (Мадагарскарские песни) для сопрано, флейты, виолончели и фортепиано на слова А. Парни (1925–1926), M78

Владимир Дешевов
Экзотическая сюита для гобоя, скрипки, виолончели и фортепиано из музыки к спектаклю Сэди по рассказу С. Моэма Дождь (1926)

Дмитрий Шостакович
Шесть романсов на слова японских поэтов для тенора и симфонического оркестра, ор. 21 (1928–1932).
Переложение для камерного ансамбля Фараджа Караева

Исполнители:

Мария Баянкина, сопрано
Марат Гали, тенор

Ансамбль Студия новой музыки
Дирижер — Заслуженный артист России Игорь Дронов

Программа концерта посвящена теме "ориентального мифа" и экзотики в европейской музыке, в нее вошли сочинения русских и французских композиторов первой четверти XX века. Россия, лежащая на стыке Европы и Азии, успешно осваивала язык "восточных провинций", начиная с XIX века фольклор Кавказа и Средней Азии стал неотъемлемой частью русской музыкальной культуры. В качестве представительницы европейской цивилизации не случайно выбрана Франция, с завидным постоянством обращавшая свои взоры на Восток. "Экзотические предпочтения" Франции были всегда разнообразны — Турция, Египет, Индия, Китай, Япония, Полинезия, Африка, Америка — сменяли друг друга в соответствии с модой, но восточная экзотика всегда присутствовала в культурной жизни французов со времен "короля-солнца", Людовика XIV.

Модернизм начала XX века открыл новую главу в диалоге Запада и Востока. Расширилась не только география, изменилось само отношение к внеевропейским культурам, иллюстративная экзотика уступила место вдумчивому постижению иного миросозерцания и изучению особенностей чужого языка. Наибольший интерес европейское искусство рубежа XIX–XX веков проявило к дальневосточной, главным образом, японской культуре. Влияние японского искусства на европейское оказалось наиважнейшим и самым продуктивным. В концерте прозвучат три музыкальных "перевода" японской классической поэзии: "Три стихотворения из японской лирики" (1912–1913) Игоря Стравинского, нашедшего музыкальный эквивалент японской гравюре и "линейной перспективе японской декламации"; "Семь хайку" (1924) Мориса Деляжа, поражающего изысканной алхимией инструментовки и лаконизмом письма, и "Шесть романсов на слова японских поэтов" (1928–1932) Дмитрия Шостаковича, впервые обратившегося к любовной лирике, подняв ее до уровня трагедии.

Еще одной точкой притяжения стала для европейцев Индия с ее древним эпосом, религией и богатейшей музыкальной традицией. Одной из первых попыток ввести в современную европейскую практику элементы индийской классической музыки, отличающейся изощренной ритмикой и «микротональными эффектами», стали "Четыре индусских поэмы" (1912) Мориса Деляжа, написанные им во время путешествия в Индию.

Если мода на условную "китайщину" (шинуазри) в Европе процветала с XVIII века, то для русской музыки китайская тема стала открытием. Опера "Соловей" (1908–1914) Игоря Стравинского соединила эстетику мирискусничества, условное пародирование классических штампов XVIII века в изображении «китайского абсурда» и ориентальную мелизматику, напоминающую о "русском востоке" "Шехеразады" Н.А. Римского-Корсакова. В программе прозвучат два знаковых инструментальных номера из оперы Стравинского — "Китайский марш" и "Песнь соловья" — прекрасно иллюстрирующие сказанное.

В Европе 1920-е называли "безумными", "веселыми" и "ревущими". Помимо увлечения неслыханными скоростями, урбанистикой и техническим прогрессом продолжалось "освоение новых территорий". Европейское искусство заново открыло для себя Африку и Америку, продолжило осваивать Океанию. Суровая архаика ритуальных масок, древних скульптур и величественных храмов потрясала, но еще больше вдохновляли послевоенное поколение африканские ритмы, импровизации и чувственные гармонии блюза, экзотические инструменты первобытных цивилизаций. В концерте прозвучит один из поздних шедевров Мориса Равеля, "Мадагаскарские песни" (1925–1926), в которых мэтр французской музыки с изысканной точностью и лаконизмом передает колорит африканской фоносферы, насыщая музыкальную ткань полиладовостью, ритмическим богатством и необычными приемами звукоизвлечения. Младший современник Равеля, один из ярких представителей русского музыкального авангарда Владимир Дешевов прославился как певец революции и индустриализации, но одновременно с музыкальным конструктивизмом был искренне увлечен экзотикой далеких стран. В "Экзотической сюите" (1926), написанной на материале музыки к спектаклю "Сэди" (по рассказу С. Моэма), Дешевов, используя пентатонику, передает условно-восточный колорит пейзажа острова Самоа в медитативной созерцательной первой части, внезапно сменяющейся оргиастической пляской свадебного обряда.

БИЛЕТЫ
11 | 12 | 2021, сб – 19:00
Рахманиновский зал консерватории
Пять вечеров
Камерный фестиваль Союза композиторов России
В программе: О.Викторова, А.Кузьмина, С.Губайдулина, Д. Писаревский, А.Сугнатуллина, Ю.Машин, А.Бесогонов, В.Тарнопольский

Программа:

Денис Писаревский
Музыка на замерзшей воде для фортепиано

Ольга Викторова
PLS для ансамбля
Мировая премьера

Анна Кузьмина
ShakespeaRespires для контратенора, альтового саксофона, арфы и фортепиано

София Губайдулина
Пантомима для контрабаса

Алсу Сунгатуллина
В гостях у маленькой Софии для фортепиано

Денис Писаревский
Музыка на замёрзшей воде для фортепиано

Юрий Машин
Свет на пути для ансамбля

Андрей Бесогонов
Секстет

Владимир Тарнопольский
Сцены из настоящей жизни для сопрано, флейты, валторны и фортепиано
Текст — Эрнст Яндль

Исполнители:

Алёна Верин-Галицкая, сопрано
Сергей Малинин, контратенор
Мона Хаба, фортепиано
Даниил Саямов, фортепиано
Григорий Кротенко, контрабас

Ансамбль Студия новой музыки
Дирижер — Сергей Акимов

В концерте принимает участие Даниил Саямов, фортепиано

БИЛЕТЫ
21 | 12 | 2021, вт – 20:00
Галерея Граунд Солянка
Польская музыка. Что нового?
Концерт в рамках XI Фестиваля польской музыки в Москве
В программе: Агата Зубель, Войтек Блехаж, Якуб Чупиньски, Павел Мыкетын, Казимеж Сероцкий

Программа:

Агата Зубель
What is the word для голоса и ансамбля (2015)

Войтек Блехаж
Torpor для ансамбля (2008)
Российская премьера

Якуб Чупиньски
Sextet (2004)
Российская премьера

Павел Мыкетын
Perpetum Stabile для фортепианного квартета (2019)
Российская премьера

Казамиш Сероцки
Swinging music для кларнета, тромбона, виолончели и фортепиано (1970)

Исполнители:

Алена Верин-Галицкая, сопрано

Ансамбль Студия новой музыки
Анна Комарова, флейта
Никита Агафонов, кларнет
Сергей Крюковцев, валторна
Дмитрий Шаров, тромбон
Андрей Никитин, ударные
Мона Хаба, фортепиано
Наталия Черкасова, фортепиано
Екатерина Фомицкая, скрипка
Маргарита Пичужкина, альт
Ольга Галочкина, виолончель

Дирижер — Сергей Акимов

Концерт проходит при поддержке Министерства культуры и национального наследия (Фонд Поддержки Культуры), а также города Кракова и Малопольского Воеводства


21 декабря в 20:00 мы приглашаем вас в галерею Граунд Солянка на концерт современной польской музыки "Польская музыка. Что нового?".

В этот раз Студия исполнит сочинения молодых польских композиторов Агаты Зубель, Павла Мыкетына, Войтека Блехажа, Якоба Чупиньского, а также полюбившуюся московской публике "Swinging music" Казимежа Сероцкого. Дирижер — Сергей Акимов.

Студия новой музыки имеет давнюю историю сотрудничества с Польским культурным центром и Фестивалем польской музыки в Москве.

Среди совместных проектов — серия концертов-портретов (Кшиштоф Пендерецкий, Кароль Шимановский и Витольд Лютославский) и программы с участием выдающихся польских музыкантов. В 2019 приезжал флейтист Лукаш Длугош, а пианист и композитор Зыгмунт Краузе был в Москве дважды, с разницей в десять лет. Свой концерт-портрет посетил сам Кшиштоф Пендерецкий и особенно отметил исполнение своего секстета солистами ансамбля.

Билет на концерт 21 декабря является также пропуском на экспозиции галереи Граунд Солянка. Стоимость билета — 300 рублей.