Сентябрь
2022
Сентябрь 2022
РЕГИСТРАЦИЯ
23 | 09 | 2022, пт – 15:00
Конференц-зал консерватории
Янис Ксенакис — Архитектор новой музыки
Научные чтения

Программа:

15:00
Михаил Эмильевич Дубов

кандидат искусствоведения, декан Факультета современного и исторического исполнительского искусства Московской консерватории
Ксенакис и поколения европейского авангарда: пути музыкальной композиции

15:30
Елена Владимировна Ферапонтова
кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов Московской консерватории
Многообразие национальных культур в творчестве Яниса Ксенакиса

16:00
Анна Викторовна Клепова

кандидат искусствоведения, доцент кафедры аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных
Автоматизированное творчество Яниса Ксенакиса

16:30
Левон Оганесович Акопян

доктор искусствоведения, заведующий сектором теории музыки Государственного института искусствознания
Ксенакис-мистификатор

17:00
Федор Михайлович Софронов

кандидат искусствоведения, доцент кафедра современной музыки Московской консерватории
Nomos Alpha и теория групп

17:30
Татьяна Владимировна Цареградская

доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных
Ксенакис и Равель

В ознаменование 100-летия со дня рождения Яниса Ксенакиса (1922-2001) Центр современной музыки МГК проводит конференцию и концерт, посвященные юбилею крупнейшего представителя музыкального авангарда второй половины XX века. Янис Ксеникис — композитор, исследователь, архитектор, прокладывавший новые пути музыкального искусства в теснейшем соприкосновении с другими областями творчества и науки, один из пионеров электронной музыки, естественнонаучных методов, мультимедийной композиции.

После окончания конференции в Рахманиновском зале консерватории ансамбль Студия новой музыки представит концерт сочинений Яниса Ксенакиса.

БИЛЕТЫ
23 | 09 | 2022, пт – 19:00
Рахманиновский зал консерватории
Янис Ксенакис — Архитектор новой музыки
К 100-летию со дня рождения композитора
В программе: Сочинения Я.Ксенакиса

Программа:

Nomos Alpha для виолончели соло (1965)
Komboi для клавесина и ударных (1981)
Ergma для струнного квартета (1994)
Dhipli Zyia для скрипки и виолончели (1951)
Mists для фортепиано (1981)
Dikhthas для скрипки и фортепиано (1979)
Plekto для ансамбля (1993)

Исполнители:

Станислав Малышев, скрипка
Ольга Галочкина, виолончель
Михаил Дубов, фортепиано
Мона Хаба, фортепиано
Андрей Винницкий, ударные

Ансамбль Студия новой музыки
Дирижер — Заслуженный артист России Игорь Дронов

В день концерта в Конференц-зале консерватории пройдут научные чтения, посвященные творчеству Яниса Ксенакиса. Программа чтений опубликована здесь.

Янис Ксенакис (1922–2001) получил разноплановое образование: он учился в политехническом университете, в разные годы брал уроки композиции у Артюра Онеггера, Дариуса Мийо и Оливье Мессиана. Глубокие знания в разных сферах Ксенакис применял при сочинении музыки. Он изобрел метод композиции, основанный на математической теории вероятностей (композитор называл его стохастическим), был одним из пионеров электронной музыки, автором новых методов музыкального образования. Кроме звуковых работ Ксенакис создавал высокотехнологичные инсталляции — архитектурные пространства, наполненные звуком и светом.

Одним из импульсов для создания собственного метода композиции стали впечатления Ксенакиса от мира природы и людей, где различные явления состоят из тысяч отдельных звуков, но звучат как один. Пение цикад, шум дождя, гул движущейся толпы — все это слышится как целостный неразделимый тембр. Ксенакис стремился к созданию эффекта, подобного природному: сложность композиционного процесса скрыта, главное — общее впечатление, образ. Такая установка избавляет музыку от возможной механистичности и придает ей естественное звучание.

В рамках программы "Янис Ксенакис — архитектор новой музыки" состоятся научные чтения и концерт. В 12:00 в Конференц-зале консерватории о творчестве композитора, контексте его творчества и связи со смежными искусствами расскажут музыканты и искусствоведы. В 19:00 в Рахманиновском зале Михаил Дубов и солисты ансамбля Студия новой музыки исполнят музыку Ксенакиса. Дирижер — Сергей Акимов

БИЛЕТЫ
29 | 09 | 2022, чт – 19:00
Рахманиновский зал консерватории
Плазма звука
К 80-летию со дня рождения Хорациу Радулеску
В программе: Камерная музыка Х.Радулеску

Программа:

Струнный квартет №5 Before the Universe was Born (1990-1995)
Das Andere для альта соло (1983)
Khufus Serpent для ансамбля (1995)
Фортепианная соната №1 Cradle to Abysses (1968)

Исполнители:

Анна Бурчик, альт
Наталия Черкасова, фортепиано

Струнный квартет "Студия новой музыки"
Станислав Малышев, скрипка
Инна Зильберман, скрипка
Анна Бурчик, альт
Ольга Калинова, виолончель

Ансамбль Студия новой музыки
Дирижер — Заслуженный артист России Игорь Дронов

Перед концертом в Конференц-зале консерватории пройдет беседа о творчестве Радулеску. Ведущая — Евгения Изотова.

Вход по билетам на концерт. Начало в 18:00

Хорациу Радулеску (1942–2008) причисляют к композиторам спектрального направления. Как и французские авторы, он погружался в изучение тембра звука и его составляющих. При этом музыка Радулеску имеет нетехнологическую основу, поскольку композитор пришел к ней исключительно от слуха, не прибегая к компьютерному анализу.

Опираясь на идеи спектрализма, Радулеску создал свою уникальную теорию. Композитор считал, что музыка — это физическое явление, а её составляющие, объединяясь, образуют живую материю. Насыщенную пульсирующую ткань своих сочинений он называл звуковой плазмой, подчеркивая сходство с ионизированным газом. В такой музыке сложно распознать причины и следствия, моменты взятия и снятия звуков. Спектральный пульс в ней заменяет ритм, а динамика создаёт ощущение непрерывности.

Хорациу Радулеску: Природа и искусство в их высочайшей чистоте неразличимы. Звуковая плазма как музыка будущего должна достичь своей абстрактной природы, что скроет, как это делает сама природа, причины и следствия; это преодолеет рукотворность музыки и превратит её в сложный феномен.