RU EN

Современная музыка: направления, стили, техники

Курсы повышения квалификации для педагогов ДМШ и ДШИ

Академическая музыка последнего столетия, как правило, остаётся terra incognita – и не только для учащихся, но и для многих педагогов музыкальных и, тем более, общеобразовательных школ и школ искусств. В результате вся классика в восприятии школьников оказывается "глубоко в прошлом". Например, в большинстве учебных программ по зарубежной музыке нить истории прерывается, в лучшем случае, на рубеже – начале ХХ века (Дебюсси), а под современной музыкой многие и школьники, и педагоги понимают исключительно жанры массовой популярной музыки. Между тем, в музыке последнего столетия происходили изменения не менее революционные, чем в современных изобразительных искусствах или театре, а Шёнберг, Булез, Мессиан и Кейдж стали такими же классиками ХХ века, как Брехт, Мейерхольд, Кандинский или Уорхолл. Нашли в ней своеобразное преломление и некоторые концепции фундаментальной науки ХХ века.

Практика показывает, что необычность звучания и интеллектуальная сложность языка новейшей музыкальной композиции вызывают у многих школьников, как минимум живое любопытство, а как максимум – более углубленный интерес (особенно при грамотном комментарии со стороны педагога). Новая музыка может послужить для них важным "мостом", соединяющим классику и современность. Показать преемственность эпох, проследить «антропологию» новаторства и «следы» традиции – важнейшая образовательная задача. И если к 14-16 годам школьники не получат достаточно яркого и внятного представления о звуковом мире современного музыкального искусства, этот мир может остаться для них надолго недоступным или вовсе закрытым. Поэтому столь важно профессионально и вовремя вводить школьный обиход "новую", а на самом деле уже успевшую стать вполне традиционной, музыку ХХ века.

Курс, разработанный Центром современной музыки Московской консерватории, рассчитан на педагогов ДМШ и ДШИ, также он будет интересен преподавателям музыки в общеобразовательных школах и в художественных (не музыкальных) колледжах. Он в равной степени обращён к преподавателям музыкальной литературы и музыкально-теоретических дисциплин. Задача курса, в первую очередь, – познакомить педагогов с музыкой ХХ-ХХI веков, предложив «ключи» к восприятию ее разных стилей и расставив своего рода «маячки», которые позволят в ней ориентироваться, не будучи узким специалистом. По ходу курса будут даны некоторые методические рекомендации как формально-структурного плана (как и в какие разделы учебных программ можно включить музыку ХХ века), так и содержательно-практического (как лучше говорить о новой музыке со школьниками).

Курс формируется вокруг основных композиторских школ ХХ века, ключевых жанров и техник композиции. Конкретные сочинения рассматриваются с позиций эстетических установок их авторов, а также в технологическом аспекте («как это сделано»), в историческом дискурсе и в социально-общественном контексте той или иной страны и эпохи.

Основные блоки курса

• Рождение музыкального авангарда в России 1910-20-х годов
• Что произошло с тональностью и мелодией? Нововенская школа и её влияние на музыку ХХ века
• Ритмы и спектры французской музыки: от Оливье Мессиана до Жерара Гризе
• Послевоенная немецкая музыка: от шаровидного времени Бернда Алоиза Циммермана к векторному времени Хельмута Лахенмана
• Звуковые поля, сонористика, алеаторика, графические партитуры в послевоенной музыке Австрии
• Пространство и свет в итальянской музыке: от Луиджи Даллапикколы до Сальваторе Шаррино
• От советских нонконформистов до современных российских композиторов
• До и после эпохи Fluxus: музыкальный авангард в США
• Музыка восточной Европы и постсоветского пространства
• После оперы? Новые жанры музыкального театра

Основной формат занятий – лекции, которые будут читать ведущие российские специалисты в этой сфере – профессора, доценты и преподаватели Московской консерватории. Предполагается также несколько мастер-классов и творческих встреч с композиторами и исполнителями современной музыки.

Приглашаем на Курс всех, кому интересна история искусства и история музыки ХХ века, а также тех, для кого важно, чтобы его ученики получили право и возможность осознанного эстетического выбора в сложной системе современного искусства.
Продолжительность Курса – 72 часа.
По окончании слушателям выдаются дипломы о повышении квалификации.

Лекторы

Владислав Тарнопольский, преподаватель кафедры современной музыки Московской консерватории и факультета современного искусства НИУ ВШЭ
Светлана Савенко, доктор искусствоведения профессор кафедры современной музыки Московской консерватории
Анна Иглицкая, кандидат искусствоведения, преподователь кафедры теории музыки Московской консерватории
Евгения Изотова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры современной музыки Московской консерватории
Ольга Бочихина, композитор, доцент кафедры современной музыки Московской консерватории
Ольга Лосева, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской консерватории
Роман Насонов, кандидат искусствоведения, доцент кафедры зарубежной музыки Московской консерватории
Марианна Высоцкая, доктор искусствоведения, профессор, и.о. зав.кафедрой современной музыки Московской консерватории
Ольга Арделяну, кандидат искусствоведения, заведующая Научно-творческим центром современной музыки Московской консерватории

Прием заявок проводится до 5 октября включительно. Подать заявку можно здесь

Курс проводится совместно с Дирекцией образовательных программ города Москвы.

Кураторы курса: Владислав Тарнопольский, Александра Локтева
Администратор курса: Юлия Воловик