Фридрих Церха

Творческая встреча с композитором в Московской консерватории


Видео доступно со 2 июня (12:00) до 9 июня (11:59)


Фридрих Церха принадлежит к тому поколению композиторов, которое после Второй мировой войны начинало свой путь в искусстве с чистого листа. Уроженец Вены, Церха унаследовал нововенскую традицию «из первых рук», от учеников Шёнберга — Ханса Эриха Апостеля и Йозефа Польнауэра. Затем прошел через горнило творческих лабораторий на Дармштадтских курсах и в 1958 г. создал в Вене собственный ансамбль die Reihe — старейший из ансамблей современной музыки, который просуществовал до ноября 2019 года.

Вклад Церхи в исполнение современной музыки можно сопоставить с деятельностью таких выдающихся исполнителей современного репертуара как Бруно Мадерна, Пьер Булез или Михаэль Гилен. Дьёрдь Лигети писал о своем близком друге: «Его образование, профессионализм и компетентность — и как композитора, и как дирижера, организатора, вдохновителя — закрепили за ним роль лидера в венской музыкальной жизни (это относится и к его действительно выдающемуся вкладу в музыку нашего столетия)». Лигети считал, что на протяжении 1950-60-х годов оба они независимо друг от друга развивали одни и те же художественные идеи.

Во время встречи Фридрих Церха рассказывает о своей военной и послевоенной молодости (службе в Вермахте, учебе в Академии, создании ансамбля) и о сочинениях разных десятилетий, иллюстрируя фрагментами из произведений Relazioni fragili для клавесина и камерного ансамбля (1956-57), симфонического цикла Spiegel (№6, 1960-61), оперы Baal (1980), Phantasiestück in C.’s Manier (1989) для виолончели и оркестра, 9 Багателей для струнного трио (2008). Из уст представителя уходящего поколения рассказ этот имеет особую историческую ценность.

Творческая встреча прошла 29 мая 2012 года в Конференц-зале Московской консерватории.