Хельмут Лахенман. Творческая встреча с композитором

Вторая часть творчесткой встречи с Хельмутом Лахенманом состоялась 17 декабря 2013 года во время XIII Московского Форума.

На этой лекции всем нам представилась счастливая возможность услышать из первых уст об оригинальной лахенмановской классификации всех типов звучностей Новой музыки.

Впервые классификация была предложена композитором в его докладе в 1966 году и затем дорабатывалась на протяжении нескольких десятков лет. Лахенман попытался свести бесконечное разнообразие звучаний современной музыки к нескольким звуковым типам. При этом он отказывается от привычных приемов анализа музыки, основанных на исследовании отдельных параметров созвучия – его высотной структуры, ритма и пр. Композитор исходит в первую очередь из звукового результата, то есть из того, что звучит и что мы слышим. Поэтому лахенмановская систематика, несмотря на сложность материала, доступна всем, независимо от музыкального образования. Типология Лахенмана дает каждому слушателю, теряющемуся в многообразии звукового опыта современной музыки, инструмент её слушания и понимания.

Также в начале лекции вы услышите продолжение рассказа о четвертом номере из Пяти пьес для оркестра Веберна, которому была посвящена вся первая часть творческой встречи с Хельмутом Лахенманом.