RU EN
Март
2019
Март 2019
21 | 03 | 2019, чт – 12:00
Конференц-зал
Эпическая опера как национальный миф
Соцреализм и национальный романтизм в одной плавильне

Эпическая опера как национальный миф

Cоцреализм и национальный романтизм в одной плавильне: 80 лет опере "Кёроглу" Узеира Гаджибекова.

В лекции будет рассказано об историко-политическом контексте культурной ситуации в Азербайджане в начале XX века и о зарождении национального академического музыкального искусства. В рамках контекста будет освещен жизненный и творческий путь Узеира Гаджибекова, рассказано об истории создания оперы "Кёроглу".

Лектор - Эльмир Мирзоев, композитор и историк музыки (Humboldt-Universität zu Berlin).

БИЛЕТЫ
21 | 03 | 2019, чт – 19:30
Зеркальный зал Государственного института искусствознания (Козицкий переулок, 5)
Сюита зеркал: Арво Пярт
Музыкальный лекторий
В программе: Арво Пярт

Программа:

Арво Пярт (род. 1935)

Моцарт-адажио для скрипки, виолончели и фортепиано (1992)
Spiegel im spiegel для скрипки и фортепиано (1978)
Psalom для струнного квартета (1985)
Четыре лёгких танца для фортепиано (1957)
Partita для фортепиано(1958)
Fratres для скрипки и струнных (1977/1992)
Summa для струнного квартета (1977/1991)

Исполнители:

Станислав Малышев, скрипка
Инна Зильберман, скрипка
Анна Бурчик, альт
Ольга Калинова, виолончель
Мона Хаба, фортепиано

Концерт ведет профессор, доктор искусствоведения Светлана Савенко

В течение сезона 2018-2019 гг. в Зеркальном зале Государственного института искусствознания проходят концерты-лекции, посвященные крупнейшим фигурам послевоенного музыкального авангарда – Андрею Волконскому, Софии Губайдулиной, Николаю Каретникову, Арво Пярту, Валентину Сильвестрову и Альфреду Шнитке. В музыкальном лектории — камерная музыка композиторов-нонконформистов, создателей новых стилей и техник, которые всю свою творческую жизнь преодолевали постоянное сопротивление советской идеологической рутины.

Крупнейший композитор «родом из СССР» в настоящее время популярен во всем мире. Его считают самым исполняемым автором музыкального послевоенного авангарда из ныне живущих творцов. В 1960-е годы Пярт был известен как один
из самых радикальных представителей молодого советского авангарда. Осваивая новаторские способы письма, Пярт стремительно эволюционировал, практически в каждом сочинении предлагая оригинальное художественное и техническое решение. Затем в его творчестве произошел настоящий авангардный перелом: после семилетнего молчания Пярт пришел к новому стилю, аскетическому и изысканному, опирающемуся на литургические тексты и жанры.

БИЛЕТЫ
26 | 03 | 2019, вт – 19:00
Концертный зал имени Н. Я. Мясковского
Музыка и театр
Абонемент Спор искусств
В программе: Игорь Стравинский, Джон Кейдж, София Губайдулина, Виктор Екимовский, Эрик Сати, Лучано Берио

Программа:

Игорь Стравинский
История солдата (версия для скрипки, кларнета и фортепиано) (1920)

София Губайдулина
Пантомима для контрабаса и фортепиано (1965)

Джон Кейдж
Living room music для четырех исполнителей (1940)

Виктор Екимовский
Принцесса уколола палец - и все королевство заснуло... для пяти исполнителей и пленки (2003)

Эрик Сати
Вещи, видимые справа и слева (без очков) для скрипки и фортепиано (1914)

Лучано Берио
Секвенция № 5 для тромбона соло (1965)

Исполнители:

Евгений Бархатов, кларнет
Михаил Оленев, тромбон
Наталия Черкасова, фортепиано
Екатерина Фомицкая, скрипка
Григорий Кротенко, контрабас

От Аристотеля до Лессинга, от Грамши и Адорно до Делеза и Левинаса философы спорили о том, самоценен ли каждый вид искусства или они все нуждаются друг в друге – ведь многие из них связывала общая пуповина. А уж в такие переломные эпохи, как барокко и авангард, романтизм и постмодерн, и спорить-то оказывалось не о чем. Музы сливались друг с другом так, что их можно было перепутать. А вот как и почему это происходило, мы можем понять на примере музыки. Это и проще, и интересней всего. Ведь на первый взгляд, музыка – это искусство о самом себе. Пожалуй, единственное. И поэтому все, что происходит в других искусствах, на ее фоне смотрится заметнее и выпуклее. Помочь во всем этом разобраться, поучаствовать в диспуте муз нам поможет цикл концертов и его ведущие Федор Софронов и Владимир Тарнопольский.

Апрель 2019
3 | 04 | 2019, ср – 20:00
Аптекарский огород (Проспект Мира, 26 стр.1)
Золотая маска в городе: Красная шапочка
Инструментальный театр для детей
В программе: Жорж Апергис

Режиссер спектакля: Алексей Смирнов
Художник-постановщик: Елена Бодрова
Художественный руководитель: Владимир Тарнопольский

Артисты и музыканты: солисты ансамбля «Студия новой музыки» Никита Агафонов, Евгений Бархатов, Владимир Устьянцев, Екатерина Фомицкая, Мона Хаба, Наталия Черкасова

Продолжительность 50 мин.
Возрастная категория 6+ (7+)

Регистрация на событие откроется 25 марта

Инструментальный театр подразумевает особый тип существования на сцене и, следовательно, иную форму коммуникации с публикой. Специфика жанра такова, что музыканты являются одновременно и драматическими артистами, которые перемещаются по сцене и декламируют текст (при этом используются различные речевые техники: пение, ритмизованное проговаривание, пение в музыкальный инструмент). Вот почему жанр инструментального театра является подлинно междисциплинарным: эту музыку нельзя услышать, не увидев.

«Красная шапочка» – это партитура французского композитора, классика современной музыки, Жоржа Апергиса. Сказка Шарля Пьеро рассказывается с множеством повторов, перебрасыванием реплик от одного персонажа к другому, чередуясь и совмещаясь с игрой на музыкальных инструментах так, что будет интересна как детям, так и взрослым.

Хорошо известная история из предсказуемой сказки превращается в полное драматургических неожиданностей, ярких музыкальных и сценических эффектов представление. Внимание публики постоянно переключается между музыкальными инструментами, перемещениями музыкантов-сказочников и сюжетом сказки – такая «мобильность» действия позволяет даже неусидчивым детям внимательно следить за развитием спектакля.

Создатели спектакля ищут новые подходы к детской и семейной аудитории, предлагая ее вниманию изысканный необычный спектакль. Дети и взрослые в ненавязчивой форме получают «слуховое представление» о современном музыкальном языке: новейшие звуковые приемы и эффекты напрямую увязываются с перипетиями сюжета и адаптированы для детей.

В России не было опыта постановок в жанре инструментального театра вплоть до января 2016 года, когда музыканты ансамбля «Студия новой музыки» с большим успехом представили премьеру проекта «Положение вещей» с сочинениями пионеров жанра М. Кагеля, Ж. Апергиса и Ф. Караева в режиссерской версии Алексея Смирнова на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда.

БИЛЕТЫ
10 | 04 | 2019, ср – 14:00
Рахманиновский зал, 14.00
Государственный экзамен по композиции
Камерная программа
В программе: cочинения выпускников композиторского факультета Московской консерватории.

Программа:

Мария Аникеева
Songs of Stones для струнного квартета

Максим Бабинцев
Планеты жизни

Александр Воронов
Сонатина для фортепиано в 3-х частях

Александра Гартунг
Movement & Tranquility для ансамбля

Татьяна Герасимёнок
Elegant Trogon Syzygy для ансамбля

Олег Крохалёв
i’m here для флейты и кларнета

Даниил Локшин
Вокальный цикл на слова Мандельштама

Алина Небыкова
Petroglyphs для ансамбля

Даниил Шипуль
Лесная зорька для ансамбля

Линжуй Лю
Волна на горизонте для ансамбля

Исполнители:

Ансамбль солистов Студия новой музыки
Дирижер - заслуженный артист России Игорь Дронов

Маргарита Аль-Натор, фортепиано

БИЛЕТЫ
18 | 04 | 2019, чт – 19:00
Рахманиновский зал
С иронией и без
Современная немецкая музыка
В программе: Йоханнес Шёльхорн,Николаус Хубер, Хельмут Лахенман, Сара Немцов, Арнольд Шёнберг, Макс Ковальски

Программа:

Сара Немцов
...beredtes Schweigen для ансамбля (2005), российская премьера

Хельмут Лахенман
temA для сопрано, флейты и виолончели (1968)

Николаус А.Хубер
Zum Beispiel. Wogende Aeste для ансамбля (2011)

Йоханнес Шельхорн
à Moscou для ансамбля (2018), мировая премьера

Йоханнес Шельхорн
Anamorphoses для ансамбля (2004)

Арнольд Шёнберг
Nachtwandler, переложение для сопрано и камерного ансамбля (1901)

Макс Ковальски
Лунный Пьеро, переложение для сопрано и камерного ансамбля Йоханнеса Шёльхорна (1913)

Исполнители:

Екатерина Кичигина, сопрано
Марина Рубинштейн, флейта
Ольга Галочкина, виолончель
Екатерина Маркова, альт
Сергей Чирков, аккордеон

Ансамбль солистов Студия новой музыки
Дирижер - заслуженный артист России Игорь Дронов

В год своего 25-летнего юбилея ансамбль Студия новой музыки приглашает в путешествие по музыкальной карте Европы. «Проекции» – это попытка вместе найти ответы на вопросы, волнующие сегодня музыкальную общественность стран, с которыми у ансамбля сложились особые партнерские и дружеские отношения. Очередной концерт цикла представит музыку композиторов Германии – страны, которой удалось создать условия для реализации и творческого сотрудничества представителей самых разнообразных направлений современного искусства.

Центральным событием концерта 18 апреля станет премьера нового сочинения Йоханнеса Шельхорна, профессора композиции в Высшей школе музыки Фрайбурга. Произведение à Moscou написано по заказу ансамбля Студия новой музыки специально для этого концерта. Узнать историю создания сочинения и познакомиться с автором можно будет на творческой встрече с Йоханнесом Шельхорном, которая состоится 17 апреля в Конференц-зале Московской консерватории.
В программе концерта прозвучит еще одно сочинение, также написанное специально для Студии – Zum Beispiel: wogende Äste (2011) классика современной немецкой музыки Николауса А. Хубера, а также российские премьеры довольно радикальных представителей молодого поколения, которые реализуют свои замыслы на грани собственно концертной ситуации, музыкального театра и медиаискусства: Сары Немцов (…beredtes Schweigen, 2005) и Матиаса Крюгера (nun schauervoll einmalig blickt es mich an, 2015)

Музыканты Студии также исполнят трио temA (1968) Хельмута Лахенмана, чье творчество во многом определило пути развития современного искусства во всем мире, а также еще одно сочинение Йоханнеса Шельхорна – Anamorphoses (2004), в котором композитор обращается к материалу эпохи барокко, предлагая слушателю актуальную перспективу вслушивания в уже знакомые структуры.

Проект проводится при поддержке Гете-института в Москве.

Сергей Чирков

Май 2019
БИЛЕТЫ
21 | 05 | 2019, вт – 19:00
Концертный зал имени Н. Я. Мясковского
Музыка и архитектура
Абонемент Спор искусств
В программе: Янис Ксенакис, Эдгар Варез, Гийом Дюфаи

От Аристотеля до Лессинга, от Грамши и Адорно до Делеза и Левинаса философы спорили о том, самоценен ли каждый вид искусства или они все нуждаются друг в друге – ведь многие из них связывала общая пуповина. А уж в такие переломные эпохи, как барокко и авангард, романтизм и постмодерн, и спорить-то оказывалось не о чем. Музы сливались друг с другом так, что их можно было перепутать. А вот как и почему это происходило, мы можем понять на примере музыки. Это и проще, и интересней всего. Ведь на первый взгляд, музыка – это искусство о самом себе. Пожалуй, единственное. И поэтому все, что происходит в других искусствах, на ее фоне смотрится заметнее и выпуклее. Помочь во всем этом разобраться, поучаствовать в диспуте муз нам поможет цикл концертов и его ведущие Федор Софронов и Владимир Тарнопольский.

Июнь 2019
БИЛЕТЫ
5 | 06 | 2019, ср – 19:00
Рахманиновский зал
Проекции современной музыки: Италия
В программе: Лука Франческони

Программа:

Лука Франческони
Новая пьеса для ансамбля

Остальная программа будет объявлена дополнительно

Исполнители:

Ансамбль солистов Студия новой музыки
Дирижер - заслуженный артист России Игорь Дронов

При поддержке Итальянского института культуры в Москве