RU EN
Март
2019
Март 2019
БИЛЕТЫ
13 | 03 | 2019, ср – 12:00
Конференц-зал
Творческая встреча с Изабель Мундри (Швейцария)

Композитор Изабель Мундри обучалась в Высшей школе искусств Берлина, а также в Берлинском Техническом университете (электронная музыка, музыковедение и история). С 1991 по 1994 преподавала в Берлинской высшей школе искусств и продолжила свои научные изыскания во Франкфурте вместе с Хансом Зендером, занималась исследованиями в IRCAM в Париже.
В настоящее время является профессором композиции Университета искусств в Цюрихе и Высшей школы музыки Мюнхена.

Встреча проводится при поддержке Швейцарского совета по культуре ProHelvetia.

Вход свободный по регистрации

БИЛЕТЫ
14 | 03 | 2019, чт – 12:00
Конференц-зал
Что произошло с оперным либретто в ХХ-ХХI веке?
Круглый стол

Центр современной музыки Московской консерватории и сайт о новой музыке Stravinsky.online представляют презентацию библиотеки переводов оперного либретто XX века. Презентация пройдет в Конференц-зале Московской консерватории (Большая Никитская, 11).

Весной 2019 года Stravinsky.online начинает публиковать материалы Библиотеки переводов оперных либретто ХХ века. Это несколько тысяч страниц переводов, которые на протяжение 35 лет осуществлял Московский клуб филофонистов и один из его руководителей Михаил Фельдштейн. Библиотека включает в себя либретто опер и тексты вокальной музыки более 130 композиторов ХХ века.

Оцифровка материалов и подготовка к публикации в силу их количества займёт несколько лет, однако уже в нынешнем сезоне будут опубликованы тексты сочинений Игоря Стравинского, Рихарда Штрауса, Леоша Яначека, Чарльза Айвза, Клода Дебюсси, Густава Малера, Арнольда Шёнберга, Антона Веберна, Альбана Берга, Исаака Альбениса, Ферруччо Бузони, Гуго Вольфа, а также Николая Рославца и Ивана Вышнеградского (в собрание М. Фельдштейна, помимо масштабного корпуса переводов, входят тексты к сочинениям российских композиторов).

По случаю начала публикации Библиотеки в Московской консерватории пройдёт дискуссия «Что произошло с оперным либретто в ХХ-XXI веках?».

Специально для участия в этой дискуссии в Москву приедет выдающийся лингвист и музыковед, автор книги «Пять опер и симфония» Борис Гаспаров (профессор Колумбийского, Стенфордского университета, университета Бёркли). Ещё одним гостем круглого стола станет композитор Изабель Мундри — автор оперы "Одиссея — дыхание", получившей Приз немецкой прессы «лучшая опера года» (2005). В разговоре примут участие представители ведущих музыкальных театров России – режиссер, художественный руководитель оперы в МАМТе им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко — Александр Титель и директор Екатеринбургского театра оперы и балета Андрей Шишкин; известные российские оперные композиторы Владимир Тарнопольский (профессор Московской консерватории, художественный руководитель ансамбля «Студия новой музыки»), Дмитрий Курляндский (музыкальный руководитель Электротеатра «Станиславский») и Алексей Сюмак (музыкальный руководитель театра «Практика»).

Кроме того, в начале дискуссии будет зачитано обращение Михаила Фельдштейна, создателя Библиотеки переводов, к участниками встречи; а об истории Библиотеки и процессе её подготовки расскажут шеф-редактор Stravinsky.online Владислав Тарнопольский и архивариус Библиотеки Анна Пантелеева.

К участию в разговоре приглашаются все желающие. Вход свободный по регистрации.

БИЛЕТЫ
14 | 03 | 2019, чт – 15:30
Конференц-зал
Лекция Бориса Гаспарова
Путь к “неслыханной простоте”: Симфоническое творчество Гавриила Попова и судьба авангарда 1920-х годов

Лекция лингвиста и музыковеда Бориса Гаспарова (профессор Колумбийского, Стенфордского университета, университета Бёркли) «Путь к “неслыханной простоте”: Симфоническое творчество Гавриила Попова и судьба авангарда 1920-х годов».


Борис Михайлович Гаспаров — выдающийся лингвист и музыковед, ученик Юрия Лотмана. Является профессором престижных образовательных учреждений — Колумбийского и Стенфордского университетов, университета Бёркли. Среди его работ такие как "Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования", "Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века" и "Пять опер и симфония. Слово и музыка в русской культуре".
Вход свободный по регистрации.

БИЛЕТЫ
14 | 03 | 2019, чт – 19:00
Рахманиновский зал
Проекции современной музыки: Швейцария
В программе: Изабель Мундри, Мауро Хертиг, Миша Зайденберг

Программа:

Изабель Мундри
Das Rohe und das Geformte для ансамбля
Sounds, Archeologies для бассетгорна, фортепиано и виолончели
Balancen для скрипки соло

Мауро Хертиг
Flugmagnet для флейты, кларнета, ударных, скрипки и виолончели

Миша Зайденберг
replicare для струнного квартета

Исполнители:

Никита Агафонов, бассетгорн
Мона Хаба, фортепиано
Станислав Малышев, скрипка
Ольга Галочкина, виолончель

Струнный квартет Студия новой музыки
Станислав Малышев, скрипка
Инна Зильберман, скрипка
Анна Бурчик, альт
Ольга Калинова, виолончель

Ансамбль солистов Студия новой музыки
Дирижер - заслуженный артист России Игорь Дронов
Художественный руководитель - Владимир Тарнопольский

Чтобы получить билеты со скидкой, заполните форму.

В год своего 25-летнего юбилея ансамбль Студия новой музыки приглашает в путешествие по музыкальной карте Европы. «Проекции» – это попытка вместе найти ответы на вопросы, волнующие сегодня музыкальную общественность стран, с которыми у ансамбля сложились особые партнерские и дружеские отношения. Очередной концерт цикла представит современное искусство Швейцарии – страны, которая в последние десятилетия стала одним из центров мирового авангарда, сформировав ряд площадок для самых смелых творческих экспериментов. Разнообразие эстетических подходов и индивидуальность художественного высказывания отличают произведения профессора Университета искусств города Цюриха Изабель Мундри и ее выпускников Мауро Хертинга и Миши Зайденберга, чьи пьесы также прозвучат в исполнении Студии.

Что такое музыкальное восприятие? Как оно становится личным опытом, и какую роль при этом играет дифференциация слушания? Эти вопросы, так или иначе, затрагиваются во всех произведениях концерта. Обращение к музыкальным архетипам, как к своего рода артефактам, художественный потенциал которых подвергается критическому рассмотрению; создание нового слушательского опыта и смысловых взаимосвязей в результате сознательного акцента на «несовершенстве» процесса сочинения (И.Мундри); или, наоборот, композиция как филигранная работа с обнаруженными изолированными феноменами (М.Зайденберг); слушание как выстраивание внутренних взаимосвязей усвоенного ранее и проецируемого в будущее (М.Хертинг).

Оставаясь верным принципу сотрудничества и творческого обмена, Студия приглашает к обсуждению этих и многих других вопросов не только в рамках концерта, но и на творческой встрече с профессором Изабель Мундри, которая специально для этого концерта посетит Москву.

Проект проводится при поддержке Швейцарского совета по культуре Pro Helvetia.

Сергей Чирков, куратор проекта

БИЛЕТЫ
17 | 03 | 2019, – 19:00
Большой зал Дома композиторов
Концерт-открытие
Второй международный мультимедиа-фестиваль Галерея актуальной музыки
В программе: Игорь Кефалиди, Николай Попов, Алексей Наджаров, Александр Хубеев

Программа:

Игорь Кефалиди
TapeExt для фортепианных и электронных звуков

Николай Попов
Зов полярной звезды для флейты, кларнета, аккордеона, скрипки, виолончели, электроники и видео

Алексей Наджаров
Холодная среда для флейты, кларнета, аккордеона, скрипки, виолончели, электроники и видео

Александр Хубеев
Тайны Новой Земли: в полярной ночи для флейты, кларнета, аккордеона, скрипки, виолончели, электроники и видео

Игорь Кефалиди
Apophonie для фортепианных и электронных звуков

Исполнители:

Солисты ансамбля Студия новой музыки
Марина Рубинштейн, флейта
Евгений Бархатов, кларнет
Андрей Винницкий, ударные
Наталия Черкасова, фортепиано
Сергей Чирков, аккордеон
Станислав Малышев, скрипка
Глеб Хохлов, скрипка
Ольга Галочкина, виолончель

II Международный мультимедиа-фестиваль «Галерея актуальной музыки» – это формирование актуальных зон современного музыкального искусства, где, взаимопересекаясь и образуя единый художественный процесс, свободно сосуществуют основные художественные стратегии – новейшая камерная музыка, электроакустическая, электронная и импровизационная музыка, визуально-акустические перформансы и видеоарт. Основная миссия ГАМ-фестиваля – исполнение новой мультимедийной музыки с акцентом на произведениях, написанных за последние 15-20 лет современными композиторами, инициирование проектов на пересечении музыкального и визуального аспектов в искусстве. В программу ГАМ-фестиваля так же включены произведения классиков отечественного и зарубежного музыкального авангарда XX века.

На фестивале будут исполнены произведения, в которых звук, видео, свет, мультимедиа являются единым музыкальным целым: электроакустическая композиция, инструментальный театр, видеоарт.

Три дня концертов и творческих встреч российских и зарубежных композиторов и исполнителей, общение и взаимодействие с заинтересованной публикой.

21 | 03 | 2019, чт – 12:00
Конференц-зал
Эпическая опера как национальный миф
Соцреализм и национальный романтизм в одной плавильне

Эпическая опера как национальный миф

Cоцреализм и национальный романтизм в одной плавильне: 80 лет опере "Кёроглу" Узеира Гаджибекова.

В лекции будет рассказано об историко-политическом контексте культурной ситуации в Азербайджане в начале XX века и о зарождении национального академического музыкального искусства. В рамках контекста будет освещен жизненный и творческий путь Узеира Гаджибекова, рассказано об истории создания оперы "Кёроглу".

Лектор - Эльмир Мирзоев, композитор и историк музыки (Humboldt-Universität zu Berlin).

БИЛЕТЫ
21 | 03 | 2019, чт – 19:30
Зеркальный зал Государственного института искусствознания (Козицкий переулок, 5)
Сюита зеркал: Арво Пярт
Музыкальный лекторий
В программе: Арво Пярт

Программа:

Арво Пярт (род. 1935)

Моцарт-адажио для скрипки, виолончели и фортепиано (1992)
Spiegel im spiegel для скрипки и фортепиано (1978)
Psalom для струнного квартета (1985)
Четыре лёгких танца для фортепиано (1957)
Partita для фортепиано(1958)
Fratres для скрипки и струнных (1977/1992)
Summa для струнного квартета (1977/1991)

Исполнители:

Станислав Малышев, скрипка
Инна Зильберман, скрипка
Анна Бурчик, альт
Ольга Калинова, виолончель
Мона Хаба, фортепиано

Концерт ведет профессор, доктор искусствоведения Светлана Савенко

В течение сезона 2018-2019 гг. в Зеркальном зале Государственного института искусствознания проходят концерты-лекции, посвященные крупнейшим фигурам послевоенного музыкального авангарда – Андрею Волконскому, Софии Губайдулиной, Николаю Каретникову, Арво Пярту, Валентину Сильвестрову и Альфреду Шнитке. В музыкальном лектории — камерная музыка композиторов-нонконформистов, создателей новых стилей и техник, которые всю свою творческую жизнь преодолевали постоянное сопротивление советской идеологической рутины.

Крупнейший композитор «родом из СССР» в настоящее время популярен во всем мире. Его считают самым исполняемым автором музыкального послевоенного авангарда из ныне живущих творцов. В 1960-е годы Пярт был известен как один
из самых радикальных представителей молодого советского авангарда. Осваивая новаторские способы письма, Пярт стремительно эволюционировал, практически в каждом сочинении предлагая оригинальное художественное и техническое решение. Затем в его творчестве произошел настоящий авангардный перелом: после семилетнего молчания Пярт пришел к новому стилю, аскетическому и изысканному, опирающемуся на литургические тексты и жанры.

БИЛЕТЫ
26 | 03 | 2019, вт – 19:00
Концертный зал имени Н. Я. Мясковского
Музыка и театр
Абонемент Спор искусств
В программе: Игорь Стравинский, Джон Кейдж, София Губайдулина, Виктор Екимовский, Эрик Сати, Лучано Берио

Программа:

Игорь Стравинский
История солдата (версия для скрипки, кларнета и фортепиано) (1920)

София Губайдулина
Пантомима для контрабаса и фортепиано (1965)

Джон Кейдж
Living room music для четырех исполнителей (1940)

Виктор Екимовский
Принцесса уколола палец - и все королевство заснуло... для пяти исполнителей и пленки (2003)

Эрик Сати
Вещи, видимые справа и слева (без очков) для скрипки и фортепиано (1914)

Лучано Берио
Секвенция № 5 для тромбона соло (1965)

Исполнители:

Евгений Бархатов, кларнет
Михаил Оленев, тромбон
Наталия Черкасова, фортепиано
Екатерина Фомицкая, скрипка
Григорий Кротенко, контрабас

От Аристотеля до Лессинга, от Грамши и Адорно до Делеза и Левинаса философы спорили о том, самоценен ли каждый вид искусства или они все нуждаются друг в друге – ведь многие из них связывала общая пуповина. А уж в такие переломные эпохи, как барокко и авангард, романтизм и постмодерн, и спорить-то оказывалось не о чем. Музы сливались друг с другом так, что их можно было перепутать. А вот как и почему это происходило, мы можем понять на примере музыки. Это и проще, и интересней всего. Ведь на первый взгляд, музыка – это искусство о самом себе. Пожалуй, единственное. И поэтому все, что происходит в других искусствах, на ее фоне смотрится заметнее и выпуклее. Помочь во всем этом разобраться, поучаствовать в диспуте муз нам поможет цикл концертов и его ведущие Федор Софронов и Владимир Тарнопольский.