19 и 20 ноября 2013
Театральный центр имени Вс. Мейерхольда
В рамках фестиваля NET
Начало в 20.00
Билеты в кассах Театрального центра имени Вс. Мейерходьда

Постановка является частью проекта НОМТ (Новый музыкальный театр)
Центра современной музыки Московской консерватории

Музыка: Фаусто Ромителли
Текст: Кенка Левкович
Видео: Паоло Пакини
Электроника: Алексей Наджаров

В интермедиях использованы композиции техно-группы "Pan Sonic" (Финляндия)

Исполнители: Екатерина Кичигина (сопрано), ансамбль «Студия новой музыки»
Дирижер – заслуженный артист России Игорь Дронов

Думать — или чувствовать? Или вовсе — стирать границы между мыслью и ощущением? Такими вопросами постоянно задается современное искусство вот уже без малого 50 лет. За это время художники и музыканты сделали немало попыток, как правило, безуспешных. Примирить утонченную аналитичность и сложность академического авангарда с гипнотическим, трансовым возействием рок-экспериментов 60-х годов лишь тогда, когда и то, и другое стало историей. Но не только. Когда прогресс мультимедийных технологий, сопровождаемый вспышками лазеров, управляемых электроникой и акустическими перегрузками рейвов, преодолел звуковой барьер, раздался хлопок, знаменующий выход в принципиально новое измерение искусства. И одновременно с этим явились первые его гении.
Одного из них звали Фаусто Ромителли. Он прожил всего сорок один год, но оставил после себя короткий и блестящий след, в свете которого стена между анализом и непосредственным ощущением почти полностью утратила свои осязаемые очертания. Его сочинения «Professor Bad Trip» и «Индекс металлов» всё уверенней приобретают статус культовых, объединяя аудитории разных поколений и возрастов, обычно не пересекающихся. Его уникальный стиль оставляет далеко позади в прошлом эклектику популярных рок-опер, бесформенные минималистические потоки электронного транса и заигрывания академических композиторов с рок-аудиторией путем добавления к симфоническому оркестру электрогитар и ударной установки.

Мультимедийная опера Ромителли – это уникальный для сегодняшней музыкальной сцены стилистический монолит, который в процессе своего становления формируется из разнородных элементов. Искусство Ромителли сродни алхимической магии. «Индекс металлов» - это последнее сочинение Ромителли, написанное всего за пятьдесят осенних дней 2003 года и представляющее собой своего рода стилистический манифест.Вот что пишет Ромителли о своем «Каталоге металлов»:

Целью «Индекса металлов» является превращение светского жанра оперы в опыт тотального восприятия, погружающего зрителя в раскаленную материю, светящуюся и звучащую, в магму плывущих звуков, форм и цветов, ничего не повествующую, но гипнотизирующую, овладевающую и вводящую в транс. Это профанный (светский) ритуал, подобный световым шоу 1960-х годов или сегодняшним рейв-вечеринкам, в которых пространство приобретает монолитную форму за счет громкости звука и визуальной насыщенности, кажется распадающимся на тысячу анаморфоз (обманов восприятия). В гораздо большей степени, чем значительная часть современной музыки, «Каталог металлов» ставит своей целью не пробуждение наших аналитических способностей, а завладение нашим телом с его более чем выраженными чувствами и инстинктами удовольствия.

В алхимическую реторту Ромителли попадают кусочки разных культур — тексты Жоржа Батая, музыка "Пинк Флойд" и финского техно, звучание инструментов симфонического оркестра и электронные звуки, конкретные визуальные образы и пестрая психоделическая абстракция, переплавляясь и перетекая друг в друга при колоссальной температуре плавления. Слушателя и зрителя как бы уносит раскаленным потоком куда-то к истокам собственной чувственности, к обновленному осознанию собственной идентичности через стирание границ восприятия.

Проект реализован Центром современной музыки Московской консерватории в сотрудничестве с Театральным центром имени Вс. Мейерхольда и при поддержке Министерства культуры РФ и Итальянского института культуры в Москве.

Федор Софронов

Фаусто Ромителли

Родился в Гориции (Италия) 1 февраля 1963 г. Закончил консерваторию имени Верди в Милане, совершенствовался в Accademia Chigiana (Сиена) и Scuola Civica (Милан). В 1991 году переехал в Париж, изучал новые технологии на «Курсе музыкальной информатики» в ИРКАМе, с которым также сотрудничал как «композитор-исследователь» с 1993 по 1995 гг.

Ромителли внимательно изучал ведущий европейский музыкальный опыт (в т.ч. Д.Лигети, Дж.Шелси), но более всего обязан французской спектральной музыке, в частности Ю.Дюфуру и Ж.Гризе. Композитор говорил о своей музыке: «Центральная идея моего творчества – рассматривать звук как материал, в который вторгаются, чтобы обработкой придать ему физические и перцептивные характеристики: зернистость, толщину, пористость, яркость, плотность, эластичность. Речь, таким образом, идет о звуковой скульптуре, об инструментальном синтезе, трансформациях, спектральной морфологии и постоянном дрейфе между неустойчивыми сгущениями, искажениями и интерференциями, в т.ч. с помощью электроакустических технологий. При этом повышенная важность придается звучаниям неакадемического происхождения и грязному, искаженному звуку (общепринято металлической природы) рок- и техно-музыки определенного типа».

Подкошенный смертельной болезнью, Ромителли умер в Милане 27 июня 2004 года в возрасте 41 года. За свою короткую жизнь он написал десятки сочинений, среди которых особо выделяются триптих «Professor Bad Trip» и медиаопера «Индекс металлов».

Паоло Пакини

Окончил Консерваторию Санта-Чечилии в Риме по специальностям «композиция» и «электронная музыка», параллельно занимаясь с Сальваторе Шаррино, а впоследствии стажировался во флорентийской музыкальной электронной студии Centro Tempo Reale и в Студии цифрового видеоискусства Quasar Университета дизайна (Рим). Творческая активность Пакини-композитора началась в 1991 году. Каталог его музыкальных сочинений включает произведения для различных составов и в разных жанрах, как чисто инструментальных, так и электронных, в том числе с видеопроекцией. Интерес к синтезу различных видов искусств проявился у композитора в середине 1990-х годов, когда он осуществил серию концептуальных проектов, таких, как «Диагональная симфония» (новое озвучивание немецких авангардных короткометражек 1920-х гг), «Пейзажи», «Видения», «Для обработанных голосов». В 2003 году он поставил видеооперу «Индекс металлов» совместно с итальянским композитором Фаусто Ромителли.

Пакини преподает электронную музыку и композицию в консерватории «Джузеппе Тартини» г.Триеста (начиная с 2001 года).

Екатерина Кичигина (сопрано)

Закончила Музыкальную академию им. Гнесиных по классу дирижер хора и классу сольное пение, а затем аспирантуру Московской государственной консерватории им. Чайковского у Н.Л.Дорлиак и Г.А.Писаренко. Кичигина – дипломант международных конкурсов (Памплона, Испания и Калиниград, Россия).

С 1995 является солисткой «Новой оперы». Поёт заглавные партии в операх «Паяцы», «Демон», «Евгений Онегин», спектакле «Мария Каллас», «Реквиеме» Верди и др. Принимает активное участие в концертах классической и современной музыки с другими музыкальными коллективами, как в России, так и за рубежом.

С ансамблем «Студия новой музыки» сотрудничает с первых лет его существования. За это время исполнила несколько десятков сочинений композиторов ХХ века, в том числе – несколько мировых премьер, а также записала ряд компакт-дисков.