Студия | Science 

в рамках фестиваля 

СтудияФест

Осенью 2023 года Центр современной музыки Московской консерватории проведет научные чтения и ряд презентаций, объединенные общим названием СТУДИЯ | SCIENCE. Проект приурочен к 30-летию ансамбля Студия новой музыки и пройдет в рамках юбилейного фестиваля «СтудияФест».

Студия | Science — одно из звеньев направления, которое еще в начале 1990-х годов начали развивать в Московской консерватории основатели Студии новой музыки: композитор Владимир Тарнопольский, музыковед Александр Соколов и дирижер Игорь Дронов. Главной задачей было сформировать сеть научно-творческих структур, которые смогли бы обеспечить полноценное функционирование экосистемы современной музыки в России. Так, параллельно с созданием и исполнением новой музыки в рамках деятельности ансамбля шло ее научно-теоретическое осмысление в проектах Центра современной музыки, в курсах кафедры современной музыки и в дискуссионных программах фестиваля «Московский форум». За 30 лет проекты Студии новой музыки и Центра современной музыки помогли преодолеть последствия информационной и эстетической закрытости эпохи «железного занавеса» и сделать концерты новой музыки в нашей стране привычным явлением.

Замысел проекта Студия | Science перекликается с ключевыми идеями юбилейного года: это подведение итогов тридцатилетия и погружение в тему новых исполнительских практик. В течение четырех дней, рассредоточенных между концертами фестиваля в Московской консерватории пройдут три секции научных чтений (научно-теоретическая, научно-практическая и молодежная), а также презентации хрестоматий по расширенным инструментальным техникам, новой книги Юрия Каспарова и медиа-архива Студии новой музыки.

Научные чтения | 28 сентября, 6 и 17 октября

Научно-теоретическая секция «30 лет новой музыки»
28 сентября | Дедлайн для заявок — 1 сентября
Конференц-зал Московской консерватории

Задача научно-теоретической секции — проследить, как изменялся ландшафт современного музыкального искусства на протяжении последних 30 лет. Участникам предлагается затронуть теоретические и исторические аспекты новейшей музыки, поделиться результатами музыкально-социологических исследований.

Основные направления:

• Новая музыка и социологические аспекты современной культуры
• От пост- к метамодернизму: парадигмы новой музыки
• Антропология современной музыки
• Новая музыка в полемике с авангардом
• Теоретические аспекты новой музыки
• Новый звуковой материал и методы его исследования
• Новый музыкальный театр
• Новый синтез искусств: мультимедиа в композиторском творчестве
• Современный музыкальные практики: новые формы репрезентации произведений


Научно-практическая секция «Новые инструментальные практики»
6 октября | Дедлайн для заявок — 1 сентября
Конференц-зал Московской консерватории

К обсуждению в рамках научно-практической секции предлагаются вопросы, связанные с расширенными техниками, нотацией, спецификой нового исполнительского опыта и функционированием коллективов, специализирующихся на современном репертуаре. Данный блок продолжает ряд творческих проектов юбилейного сезона Студии новой музыки. Среди них — цикл концертов «Путеводитель по ансамблю», презентация хрестоматий по расширенным инструментальным техникам (для гобоя и виолончели), авторские тренинги в программе IV Всероссийских семинаров новой музыки и создание новой пьесы в рамках проекта «Ноты и квоты» с композитором Владимиром Горлинским.

Основные направления:

• Современный репертуар (для сольных инструментов, для ансамбля)
• Новый тип оркестра: ансамбль солистов
• Расширенные инструментальные техники
• Современная нотация: эволюция, новые решения, авторские системы
• Современная музыка в системе образования


Молодежная секция «Это будет завтра»
17 октября | Дедлайн для заявок — 1 октября | Возраст участников — до 36 лет
Конференц-зал Московской консерватории

«Это будет завтра» — лозунг композиторов-спектралистов, определявший музыкальное искусство будущего. В 1973 году он стал визитной карточкой Group de l’Itineraire («Группы маршрута») — творческого объединения, куда входили Жерар Гризе, Тристан Мюрай, Юг Дюфур и другие композиторы и исполнители-единомышленники.
Участникам проекта Студия | Science предлагается выступить с презентациями своих научных исследований и порассуждать о том, каким был взгляд в будущее в ХХ веке в периоды раннего и послевоенного авангарда и каков он в наше время. Презентации можно подготовить на основе работ различных форматов: это могут быть как курсовые, так и диссертации; как завершенные исследования, так и искусствоведческие «works in progress», пока не имеющие окончательных выводов.


Детали:

Научные чтения будут проходить в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (Москва, Б. Никитская 13/6). Планируется смешанный вариант проведения конференции, совмещающий очный и онлайн форматы.

Регламент выступления: 20 минут, обсуждение доклада 10 минут.

Участие в конференции бесплатное, организационный сбор с участников не взимается. Командировочные расходы и проживание не оплачиваются. Персональное приглашение высылается по запросу.

Заявки на участие в научных чтениях принимаются по адресу info@ccmm.ru по следующей форме:

ФИО (полностью)

                                         

Ученая степень (при наличии)

 

Ученое звание (при наличии)

 

Место работы или учебы

(полностью, с аббревиатурами, по образцу: 

ФГБОУ ВО «Московская государственная

консерватория имени П. И. Чайковского»)

 

Должность

 

Тема доклада 

(на русском или английском языках)

 

Ключевые слова (на русском или

английском языках, от 5 до 7 слов)

 

Тезисы (на русском или английском

языках, 250–300 слов в каждом случае)

 

Форма участия (очное или онлайн)

 

Необходимое техническое оборудование

для выступления

 



Презентации | 13 октября

Презентация книги Юрия Каспарова «Темброфактура в современном камерном ансамбле»
Конференц-зал Московской консерватории

Профессор Московской консерватории, композитор Юрий Каспаров расскажет о своей новой книге «Темброфактура в современном камерном ансамбле». Работа включает примеры, основанные на собственном опыте автора.

Юрий Каспаров:

«В современном музыкальном пространстве есть множество координат: гораздо больше, чем в эпоху барокко, классицизма и романтизма. Прежде всего, оно кардинально изменилось с появлением авторов нововенской школы и их последователей — композиторов-структуралистов. Те координаты музыкального пространства, которые были раньше системообразующими, сегодня утратили свое значение. И наоборот, те средства выразительности, которые в прошлом были своего рода декором, стали координатами музыкального пространства.
Авангард 1950–1970-х годов дал нам принципиально новую координату, а именно темброфактуру. Ее смысл — в сращивании двух координат (тембра и фактуры) в единое целое. На стыке XX и XXI столетий произошло еще одно важное событие: темброфактура не просто стала координатой музыкального пространства, но заметно потеснила и координату звуковысотную. В музыке сегодняшнего дня, и, в частности, у молодых композиторов звуковысотность зачастую вообще не является системообразующим фактором, и ее место занимает темброфактура
»


Презентация хрестоматий «Новые исполнительские техники»
для гобоя и виолончели
Рахманиновский зал Московской консерватории

Современные партитуры требуют от исполнителя не только понимания расширенных возможностей своего инструмента, но и практического владения новыми техническими приемами. Солисты Студии новой музыки Анастасия Табанкова и Ольга Галочкина представляют Хрестоматии по новым исполнительским техникам игры на гобое и виолончели. При создании пособий музыканты опирались на собственный исполнительский опыт и консультировались с композиторами, чьи пьесы представлены в этих двух выпусках. В хрестоматиях даны подробные описания расширенных техник к каждому сочинению, чтобы сформировать у молодых музыкантов новые технико-исполнительские навыки и расширить их возможности в художественной интерпретации современных сочинений.
К каждому выпуску прилагаются аудиозаписи, иллюстрирующие звучание разобранных приемов.

Анастасия Табанкова:

«Когда я сама начинала играть Новую музыку, приходилось читать английскую, немецкую, французскую литературу, что-то подбирать на слух. Если к нам приезжали зарубежные композиторы (Хайнц Холлигер, Хельмут Лахенман), я буквально заваливала их вопросами о том, как должны звучать те или иные места в их сочинениях.
Сейчас мои студенты так же мучаются с расширенными техниками и просят меня сделать пособие. У молодых композиторов тоже возникает масса проблем из-за незнания каких-то нюансов. Бывает, они приносят пьесы, мы начинаем их играть и понимаем, что многое из написанного просто не звучит. Так что выпуск хрестоматий будет для нас всех большим подарком
»

Презентация медиа-архива Студии новой музыки
Конференц-зал Московской консерватории

Студия новой музыки представит большой архив, аналогов которому пока не существует в русскоязычном медиапространстве. Онлайн-ресурс базируется на репертуаре ансамбля и представляет результаты его деятельности за последние 30 лет. Автоматизированная система управления позволит оптимизировать работу сотрудников Студии, а часть ресурса будет открыта для всеобщего пользования. Пользователям будет доступна информация о композиторах XX и XXI веков, об их сочинениях (в том числе аннотации), а также ноты произведений. Поиск может осуществляться по любым параметрам: по именам, странам, датам рождения или смерти композиторов; по заглавиям, жанрам, датам написания и премьер сочинений.


Ансамбль солистов «Студия новой музыки» — ведущий российский ансамбль современной музыки, основанный в 1993 году. В репертуаре Студии – практически вся камерная и камерно-оркестровая музыка ХХ–ХХI веков, начиная от раннего русского авангарда и западного модернизма до сочинений написанных в последние годы. Концерты ансамбля проходят на таких известных площадках как Большой зал Московской консерватории и Берлинская филармония, Konzerthaus и парижский Cite de la Musique, Петербургская филармония и венецианский театр Малибран. Ансамбль неоднократно выступал с совместными концертами с Ensemble Modern, музицировал с Шенберг-ансамблем и Klangforum Wien. «Студия новой музыки» регулярно проводит мастер-классы в различных консерваториях мира, организует спецпроекты в университетах, в том числе таких известных как Оксфордский, Бостонский и Гарвардский. «Студия новой музыки» — первый и на сегодня единственный российский ансамбль, приглашенный на Международные курсы новой музыки в Дармштадте.

Центр современной музыки (ЦСМ) — первый в России институт, созданный для поддержки, продвижения и изучения современной академической музыки. Центр сотрудничает с ведущими зарубежными коллективами и самыми известными современными композиторами. Образованный в 1993 году в Московской консерватории, он объединил музыкантов всех специальностей — исполнителей, композиторов, музыковедов, — чьи творческие интересы связаны с современной академической музыкой. Главная задача Центра — формирование в России музыкального контекста, необходимого для развития искусства, которое в мировых художественных кругах называют «актуальным». С 2001 года ЦСМ является членом Международного общества современной музыки (ISCM, www.iscm.org), поддерживая тесную «двустороннюю» связь со всеми музыкальными столицами мира.