Il concerto di concerti
Il concerto di concerti
Концерты для солистов с ансамблем

14 мая в Рахманиновском зале ансамбль Студия новой музыки представит программу "Il concerto dei concerti". В этот вечер прозвучат концерты для солистов с ансамблем композиторов второй половины XX и XXI веков: Джачинто Шелси, Клауса Хубера, Колена Роша, Дана Юхаса, Мартайна Паддинга.

Инструментальный концерт — форма интерактивного музицирования, сложившаяся еще в XVII веке, но не утратившая актуальности и в наши дни. Наоборот, с развитием виртуозности исполнителей задействование их технических возможностей стало еще более очевидным, отчасти даже индивидуальным — особенно в быстрых частях. Выявление выразительных свойств инструментов нашло отражение в стремлении к объединению солиста с ансамблем — их диалогу в медленных, лирических. Эти контрасты не только скрепляют форму концерта, но и создают ситуацию игры, вносят интригу.

Программа "Il concerto dei concerti" тоже своего рода состязание, игра. Кто победит, если каждый музыкант ансамбля Студия новой музыки — солист среди солистов? Программа вечера выстроена так, чтобы перспектива интерактивности присутствовала не только во взаимодействии музыкантов на сцене, но и в многообразии современных композиторских стилей.

Конечно, создавая сочинение в форме концерта, современные авторы, так или иначе, вступают в диалог с историей самого жанра или с наиболее яркими его образцами. Так, выбор валторны в качестве солирующего инструмента в сочинении "Repercussions" израильского композитора Дана Юхаса неизбежно вызывает ассоциации со знаменитыми валторновыми концертами Моцарта. К Моцарту обращается и знаменитый швейцарский композитор Клаус Хубер — источником для его сочинения «Intarsi» стала фортепианная техника и образы последнего концерта великого классика. А для голландского композитора Мартайна Паддинга импульсом к созданию композиции "Last Words" стали личные качества музыканта-исполнителя. Сочинение Колена Роша "L’allumette Considérée" основано на быте сегодняшнего дня и вдохновлено образом спички. А композиция "Kya" одного из самых загадочных композиторов и поэтов XX века Джачинто Шелси, напротив, устремлено в будущее — Шелси предвосхищает творческие поиски в области тембра как единственного основополагающего параметра.

Триконструкция
Триконструкция
К 90-летию Николая Каретникова

В сезон 90-летия со дня рождения Николая Каретникова ансамбль Студия новой музыки и Фонд Николая Каретникова представят важное "пропущенное звено" истории новейшей музыки: мировую премьеру последней российской камерной симфонии ХХ века ― Камерную симфонию №2 Николая Каретникова (опус 32, 1994, посмертный). Последнее сочинение одного из крупнейших композиторов второго авангарда по замыслу "триконструкции" предстанет в контексте истории одного из жанров, определивших звуковой облик авангарда ХХ века ― камерной симфонии. Впервые в одной программе прозвучат три ключевых произведения трёх основных его "ветвей" ― европейской, российской и американской. Эта музыка не звучала в нашей стране более 10 лет либо не звучала никогда.

Николай Каретников (1930-1994), один из лидеров советского послевоенного музыкального авангарда. Из всех композиторов-нонконформистов он наиболее последовательно продолжал диалог с нововенской школой в тот период, когда интерес многих его коллег сместился в сторону иных направлений музыкального авангарда. Вкупе с негласно существовавшим запретом на исполнение музыки его в позднем СССР это обусловило малоизученность творческого наследия Каретникова вплоть до недавнего времени. В своей Второй камерной симфонии композитор обратился к одному из главных жанров ХХ века, изобретённому Шёнбергом, ― камерной симфонии, в разработанной нововенской школой технике додекафонии ("двенадцати соотнесённых между собою тонов"), преданность которой он сохранил на всю жизнь. Расшифровкой окончания партитуры для премьеры занимался выдающийся дирижер и пропагандист новой музыки Игорь Блажков.

В основании "триконструкции" ― первое сочинение в этом жанре, созданное в первом десятилетии ХХ века: Камерная симфония №1 Арнольда Шёнберга (1906). Шёнберг полностью переосмыслил принципы камерно-оркестрового письма: пересмотрел состав оркестра на основе принципа тембрового равенства и объявил каждого исполнителя – не винтиком "оркестровой группы", а солистом. Две другие вершины "триконструкции" знаменуют творческую рецепцию жанра в России и в США в последнем десятилетии ХХ века. Камерная симфония №2 Николая Каретникова (1994), написанная им перед смертью, отражает далеко эволюционировавший поздний каретниковский сериализм, а получившая широкую известность Камерная симфония Джона К. Адамса (1992) представит американскую версию развития жанра в широко понимаемой минималистской манере.

"Триконструкцию" из трёх камерных симфоний исполнит ансамбль Студия новой музыки (дирижер Сергей Акимов).

Со вступительным словом о Николае Каретникове выступит выдающийся историк кино, культуролог, основатель Музея Кино Наум Клейман.

Скачать пресс-релиз

Торжественная сюита
Торжественная сюита
Концерт к юбилеям профессоров Московской консерватории Светланы Ильиничны Савенко и Михаила Александровича Сапонова

8 апреля ансамбль Студия новой музыки представит программу «Торжественная сюита», посвященную юбилеям профессоров консерватории Светланы Ильиничны Савенко и Михаила Александровича Сапонова. Каждый из них приложил немало усилий к тому, чтобы музыка ХХ века не только изучалась, но и звучала в нашей стране — а в тот момент, когда они начинали свою профессиональную деятельность, и то, и другое было весьма непросто.

Светлана Савенко исполнила огромное количество премьер вокальных сочинений таких композиторов, как Александр Вустин, Александр Кнайфель, Владимир Тарнопольский и других, пела классику ХХ века, часто включая в концерт полное собрание сочинений того или иного композитора (таковы были ее концерты вокальных произведений Веберна).
Михаил Сапонов завоевал признание публики как чтец-декламатор в «Оде Наполеону» Шёнберга, в программе, посвященной Эрику Сати, где читал отрывки из литературных сочинений и писем композитора.

Особенно выделяется его участие в российской премьере оперы Владимира Тарнопольского «По ту сторону тени», поставленной в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Программа концерта 8 апреля построена как сюита, где роль увертюры, танцев и арий играют сочинения композиторов ХХ и ХХI веков. Откроют концерт номера из легендарного балета «Парад» Эрика Сати, прозвучит также его фортепианная Сарабанда. На месте куранты окажутся вокальные сочинения Франсиса Пуленка на тексты Аполлинера на месте аллеманды — фортепианный квинтет Шёнберга «Die Eiserne Brigade». Гальярда предстанет в образе неодадаистского сочинения нашего современника Паоло Риччи для игрушечного фортепиано, а жигой станет часть из Септета Игоря Стравинского.

Светлана Савенко и Михаил Сапонов выступят в концерте и как исполнители — в Ариях Алексея Сюмака и Джона Кейджа.

Подробная программа

Три гения венгерской музыки: Барток, Лигети, Куртаг
Три гения венгерской музыки: Барток, Лигети, Куртаг
Концерт к 95-летию Дьёрдя Куртага

18 марта в Рахманиновском зале консерватории Студия новой музыки представит концерт к 95-летию Дьёрдя Куртага. В программе, помимо сочинений Куртага, музыка Белы Бартока и Дьёрдя Лигети.

Три знаковых имени венгерской музыки XX века делят это столетие на две эпохи ровно пополам. Бела Барток — фигура номер один межвоенного периода, композитор, стоящий в одном ряду с Шёнбергом и Стравинским. Судьба Бартока трагична: как и многие в его поколении он был вынужден эмигрировать из Европы в США, где в 1945 году ушел из жизни, так и не дождавшись возвращения на родину.

Дьёрдь Лигети и Дьёрдь Куртаг почти ровесники, практически земляки (оба из Трансильвании), в конце 1940-х годов новоиспеченные студенты Будапештской академии музыки имени Листа. Мечта поступить в класс Бартока после войны оказалась для них несбыточной, но каждый из них, так или иначе, испытал на себе его влияние.

Сначала оно проявлялось довольно очевидно — в типичных чертах венгерского и румынского фольклора. Но по мере развития творческих индивидуальностей приобретало новые формы. Лигети, композитор-эмигрант, разрабатывал идеи западноевропейского послевоенного авангарда. Куртаг, как представитель страны восточного блока, не примкнул ни к одному творческому направлению, и влияние Бартока со временем перешло в область духовных сущностей — знак, символ, послание, метафора, аллюзия, метаморфоза.

Большую часть жизни Лигети провел в Германии и Австрии, после падения «железного занавеса» Куртаг живет во Франции. Но, несмотря на это, их творчество, вместе с творчеством Бартока, образует единую картину современной венгерской музыки.

Прогноз погоды
Прогноз погоды
Концерт в Малом зале консерватории

"Февраль. Достать чернил и плакать..." В этом стихотворении и даже в самой этой строчке юного Пастернака запечатлелся поэтический модус восприятия февральской непогоды, как источника отчаянного творческого вдохновения, как стремления слиться с природной стихией дождя и ветра.
В концерте Студии новой музыки 15 февраля прозвучит "Солома на ветру" Яниса Ксенакиса и "Пьеса дождя" для ансамбля и звуковой инсталляции блестящего экспериментатора Петера Аблингера, в которой на сцене в самом деле идет дождь, определяющий ритм и длительность сочинения.

Слушатели смогут насладиться также двумя изысканными звуковыми пейзажами — "Ледяными цветами" патриарха европейского авангарда Хайнца Холлигера и "Зарождением облаков" молодого канадского композитора Стефена Спенсера.

В программе сразу две премьеры Алексея Сысоева — миниатюрные вокальные циклы "Стихотворения Келли Гровиера" и "Прогноз погоды", который и дал название всему концерту. И наконец, уравновесит февральский поток новой музыки популярнейший цикл Астора Пьяццоллы "Времена года в Буэнос Айресе", в исполнении которого будут состязаться два фортепианных трио.

Подробная программа

Александр Мосолов
Александр Мосолов
Концерт к 120-летию со дня рождения композитора

В 2020 году исполнилось 120-лет со дня рождения одного из лидеров раннего русского авангарда Александра Мосолова. Его симфоническая картина «Завод. Музыка машин» — такая же визитная карточка своей эпохи, как и «Чёрный квадрат» Малевича.

Стиль композиций Мосолова двадцатых годов — музыкальный конструктивизм. К теоретикам-конструктивистам в те годы близко примыкали поэт Сельвинский, писатель Шкловский, художник и фотограф Родченко, режиссёр Вертов. Среди композиторов Мосолов был едва ли не единственным, придерживающимся конструктивистских идиом.

Его «Газетные объявления» манифестируют музыку факта, музыку-вещь: вот эпизод жизни маленького человека. А вот вышел следующий номер газеты, старый номер выкинули вместе с этим фактом. Но объявление обретает вторую жизнь как аппликация в музыкальном произведении. Вспомним коллажи художников-авангардистов, наклеивающих газетные вырезки и этикетки на свои полотна! А в других своих сочинениях Мосолов просто монтирует музыкальные эпизоды, подобно тому, как это делали в кино и фотографии Вертов и Родченко. Монтаж может быть нарочито небрежным, что придаёт ещё большую яркость странным, часто гротескным музыкальным образам в диапазоне от фокстрота до пародийной фуги. Или, например: вот деревня. А вот едут трактора с популярной в те годы песней «Вперед, заре навстречу».

Как и другие авангардисты 1920-х, Мосолов подвергался все большей критике со стороны культурного истеблишмента первой половины тридцатых. Изучая и используя среднеазиатский фольклор, он делает шаг навстречу идеологам искусства. Но и сочинение музыки в духе соцреализма не уберегло композитора. Он был арестован и отправлен в трудовой лагерь. При аресте пропал целый чемодан с нотами сочинений, которых мы больше, наверное, уже никогда не услышим.

Чудом он вышел на свободу в «бериевскую оттепель», в 1938 году, продолжил сочинять добротную, академически и идеологически выверенную музыку и уже никогда не возвращался к своему опыту авангарда. Об этом свидетельствуют многочисленные сочинения для хора a cappella или для хора в сопровождении оркестра русских народных инструментов, написанные словно бы другим автором. Имя композитора было забыто до конца семидесятых годов, пока не ушли из жизни его критики.

В программе концерта представлены как произведения авангардного периода, воссоздающие причудливый и резкий, гротескный и временами очень печальный музыкальный мир композитора, так и хоровые миниатюры позднего периода, свидетельствующие о творческой капитуляции художника, раздавленного и подавленного тоталитарной машиной власти.

В концерте принимает участие Камерный хор Московской консерватории. Дирижер — Александр Соловьев.

Подробная программа

Биомеханика.EXTRA
Биомеханика.EXTRA
Мультимедийный проект Студии новой музыки и Центра электроакустической музыки Московской консерватории

28 января Центр электроакустической музыки и Центр современной музыки Московской консерватории представят мультимедийный проект "Биомеханика.EXTRA". Проект представляет сочинения, в которых традиционные инструменты взаимодействуют с различными медиа: электроникой, видео и светом, — а также пьесы для специально созданных инструментов или исполняемые на различных объектах. Новый проект продолжает серию концертов под общим названием «Биомеханика», которую композиторы Николай Попов и Александр Хубеев проводят с 2015 года в залах Московской консерватории и филармонии.

Если в предыдущих концертах звучали исключительно композиции Александра Хубеева и Николая Попова, то «Биомеханика.EXTRA» также представит пьесы их коллег — ведущих российских и иностранных композиторов, работающих в сфере электроакустической музыки и мультимедиа. Исполнят сочинения приглашенные солисты и ансамбль "Студия новой музыки".

Результаты II Международного конкурса для молодых композиторов "Новые классики"
Результаты II Международного конкурса для молодых композиторов "Новые классики"
Объявлены победители Второго Международного конкурса Московской консерватории для молодых композиторов "Новые классики".

В номинации "Современная академическая музыка»" лауреатами стали:

I место
Юг Маркович (Сербия). Neon Seed для струнного квартета
Луис Кинтана (Пуэрто-Рико). Smudges Over Dripping Ink для фортепиано и ансамбля

II место
Дария Маминова (Россия). Microstories для ансамбля
Демиан Рудель Рей (Аргентина). Cuélebre для флейты, саксофона, ударных и фортепиано

III место
Джона Хейвен (США). another ditch для альтовой флейты, ударных и альта

В номинации "Современная популярная музыка":

I место
Мэтт Браун (США). Writers’ Room для камерного оркестра

II место
Грегори Саймон (США). Draw Me the Sun для камерного оркестра

III место
Киан Маккарти (Ирландия) Resuscitation для фортепиано и камерного оркестра
Кевин Дэй (США). Ecstatic Samba (Piano Trio No. 3) для флейты, виолончели
и фортепиано

Специальный приз

Сочинения всех финалистов прозвучали сегодня на Гала-концерте конкурса в исполнении ансамбля Студия новой музыки. Дирижер — Заслуженный артист России Игорь Дронов.

Онлайн-трансляция Гала-концерта

Фото — Денис Рылов

Musica Sacra: Диалог с Богом в прошлом и настоящем
Musica Sacra: Диалог с Богом в прошлом и настоящем
Концерт-презентация книга Романа Насонова "Музыка: диалог с Богом. От архаики до электроники"

5 ноября в Рахманиновском зале консерватории ансамбль Студия новой музыки представит концерт-презентацию новой книги Романа Насонова "Музыка: диалог с Богом. От архаики до электроники", выпущенной в этом месяце издательством "Никея".

Эта уникальная по своему жанру книга — своего рода очерки духовной истории музыки, от ее архаических форм до новейших. Панорамное видение музыкальной истории сочетается у автора с детальной оптикой конкретных сочинений, эстетическое исследуется во взаимосвязях с социально-политическим и научно-техническим, а само понятие духовного не декларируется назидательно, а проступает сквозь всю ткань повествования, словно cantus firmus — фундаментальный голос многослойной полифонической композиции.

Вслед за композицией книги в концертную программу презентации вошли сочинения, объединенные общей идеей поисков духовных основ ремесла. В них далекие друг от друга стилистически и территориально композиторы "пробуют на прочность" основания тысячелетней традиции. Такова музыка Генриха фон Бибера, созданная в XVII веке и до сих пор слушающаяся как своего рода авангард австрийского барокко, современные хоральные обработки Софии Губайдулиной и Владимира Тарнопольского, импровизационный экстаз Оливье Мессиана. Особое место занимают в программе концерта сочинения Карлхайнца Штокхаузена, создавшего свой культ в духе New Age, и Георга Фридриха Хааса, чье сочинение основано на музыке Жоскена Депре, жившего в XV веке.

В презентации книги примут участие автор — Роман Насонов, главный редактор издательства «Никея» Яна Грецова, а также Владимир Тарнопольский.

Подробнее о книге

Определены финалисты Второго Международного конкурса Московской консерватории для молодых композиторов "Новые классики".
Определены финалисты Второго Международного конкурса Московской консерватории для молодых композиторов "Новые классики".
Фото — Денис Рылов

В номинации "Современная академическая музыка" в финал вышли:
Дарья Маминова (Россия)
Демиан Рудель Рей (Аргентина)
Джона Хейвен (Соединённые Штаты Америки)
Юг Маркович (Сербия)
Луис Кинтана (Пуэрто-Рико)

В номинации "Современная популярная музыка":
Киан Маккарти (Ирландия)
Грегори Саймон (Соединённые Штаты Америки)
Иван Колованов (Россия)
Кевин Дэй (Соединённые Штаты Америки)
Мэтт Браун (Соединённые Штаты Америки)

Лауреаты конкурса будут объявлены 29 ноября 2020 года на заключительном концерте в Рахманиновском зале Московской консерватории имени П. И. Чайковского. В этот же вечер ансамбль Студия новой музыки под управлением заслуженного артиста России Игоря Дронова исполнит произведения финалистов.

Скачать пресс-релиз

Книга для ансамбля
Книга для ансамбля
Концерт-презентация сборника "Композиторы современной Франции о музыке и музыкальной композиции"

27 октября в Рахманиновском зале консерватории ансамбль Студия новой музыки представит оригинальный проект ― концерт-презентацию сборника переводов «Композиторы современной Франции о музыке и музыкальной композиции». Это недавно выпущенное консерваторией издание объединило аналитические тексты, эссе, интервью видных представителей французской культуры второй половины ХХ ― начала XXI веков.

Более полувека назад «Книга для квартета» Пьера Булеза (1949/1954) и «Книга для оркестра» Витольда Лютославского (1968) стали воплощением актуальных идей новой грамматики, новой тембрики и новой стратегии формообразования. Продолжая традицию этих знаковых для европейского авангарда партитур, «Книга для ансамбля» познакомит слушателей с изысканной палитрой композиционных и исполнительских техник, адаптированных ведущими композиторами Франции ― теми, кому удалось расширить горизонты представлений о звуковом искусстве.

Являясь магистральной линией эволюции композиторского мышления в ХХ веке, движение «вглубь звука», вместе с тем, воплощает специфически французскую «национальную идею». Приверженность этой художественной стратегии объединяет метод инструментального синтеза Жерара Гризе, сонорную гиперполифонию Тристана Мюрая и «сложный звук» Франка Бедроссяна, технику континуальных преобразований «движущихся массивов» Яниса Ксенакиса и процессы, порождающие магию звуковых «петель» постспектралистов Филиппа Юреля и Франсуа Париса. Творчество Булеза демонстрирует движение от структурного постижения музыкального феномена к «чувственно-эстетическим данным» ― главный вектор развития французской академической музыки сегодня.

Изображение: Ле Корбюзье. Натюрморт (1920)

Лахенман. Бетховен
Лахенман. Бетховен
Концерт к юбилеям композиторов

Программа-посвящение Хельмуту Лахенману (р. 1935) и Людвигу ван Бетховену (1870–1827) прозвучит 14 октября в Рахманиновском зале Московской консерватории в канун юбилеев двух гениев немецкой культуры. Если сочинения первого прочно вошли в репертуар Студии новой музыки благодаря визиту автора в 2013 году на фестиваль "Московский форум", то музыку второго — чуть ли не самого исполняемого в мире композитора — ансамбль за 27 лет своего существования представит впервые.

Один из самых ярких представителей послевоенной музыкальной сцены, Хельмут Лахенман — кумир нескольких поколений современных композиторов, "неприкасаемый" в исполнительском цеху и возмутитель спокойствия среди слушательской аудитории. Его эстетика отказа от прекрасного (ставшего в современном мире синонимом кича) на протяжении нескольких десятилетий провоцирует музыкальных ученых, философов, теоретиков искусства на поиски нового определения «музыкального».

Язык Лахенмана жесткий и неудобный. Его фонемами являются удары, шорохи, скрипы, скрежеты… В необыкновенно изобретательной, даже исследовательской в своем роде, шумовой среде его сочинений отдельные музыкальные тоны, консонансные созвучия или даже цитаты из классической музыки образуют яркие звуковые пятна. Но все они приобретают свой смысл и значение лишь благодаря иерархически выстроенной системе его музыкального языка.

Произведения Лахенмана "некрасивы" в понимании тех, кто мыслит категориями прошлого. Тем самым композитор как бы подчеркивает: способ слышания, структура и контекст намного важнее характеристик отдельного звука. В этом смысле он выступает прямым продолжателем традиций великой немецкой культуры с высочайшей степенью концентрации воплотившихся в предельно далеких от внешней красивости сочинениях Бетховена. Проводя аналогии, его, безусловно, можно было бы назвать "Бетховеным нашего времени", равно как и наоборот. И поскольку один из них в России хорошо известен, а о другом почти ничего не знают, в юбилейной программе их имена стоят в одном ряду. Так, благодаря «неизвестному» композитору в России будут исполнены редко звучащие в концертном исполнении три пьесы для четырех тромбонов и две пьесы для струнного квинтета знаменитого Людвига ван Бетховена.

Концерт проходит при поддержке Гёте-института в Москве. 

Jazz You!
Jazz You!
День рождения Студии новой музыки

В день своего рождения, 8 октября, ансамбль Студия новой музыки приглашает на вечер музыкальной элегантности, иронии и неожиданных встреч.

В этой программе американец затеряется в Париже (Гершвин), русский попытается понять новорусский слэнг нью-йоркцев (Маяковский), а зрители должны будут ответить на вопрос — "Кто хуже?": гангстер по имени Кровавый Джип или знаменитый издатель Уильям Херст (пьеса Айвза). Те слушатели, которые сумеют пройти через все испытания, получат в подарок "Джазовую симфонию" Антейла и Scherzo à la russe Стравинского.

Приходите! На концерте вас встретят по-английски галантным, но и по-голландски бесцеремонным — How are you today?

Подробная программа

Лаборатория современной музыки
Лаборатория современной музыки
Образовательная программа от солистов ансамбля Студия новой музыки 3-4 октября 2020

В рамках двухдневной образовательной программы участники познакомятся с основными приемами, характерными для академической музыки последних десятилетий. Слушатели смогут посетить семинары солистов ансамбля Студия новой музыки о расширенных исполнительских техниках, а также лекции: в первый день о современной нотации, во второй — об особенностях инструментального мышления.

Лекторы:
Евгения Изотова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры современной музыки
Ольга Бочихина, композитор, доцент кафедры современной музыки

Образовательная программа направлена, прежде всего, на композиторов и музыковедов, но также может быть интересна широкому кругу слушателей, интересующихся возможностями применения инструментов в современной музыке.

Вход свободный по регистрации:
3 октября 
4 октября 

Образовательная программа проходит в рамках II Международного конкурса Московской консерватории для молодых композиторов "Новые классики"

Не в Граните
Не в Граните
Концерт-музыкальный комментарий к выставке в Новой Третьяковке "Ненавсегда (1968-1985)"

21 сентября в Рахманиновском зале консерватории ансамбль Студия новой музыки представит концерт-музыкальный комментарий к выставке в Новой Третьяковке "Ненавсегда (1968-1985)".

Вслед за программной идеей выставки, сталкивающей официальное и неофициальное искусство периода "застоя", Студия новой музыки сопоставит музыкальные произведения российского авангарда и сочинения наиболее интересных представителей соцреализма того же периода. Такое сопоставление призвано раскрыть музыкальную панораму времени и противоположность устремлений композиторов разных художественных направлений.

Концерт будет сопровождаться дискуссией куратора выставки Кирилла Светлякова, искусствоведа и галериста Сергея Попова и музыковеда Светланы Савенко. Модератор дискуссии — автор проекта, музыковед Владислав Тарнопольский.

В программе: "Веселые песни" Сергея Слонимского на стихи Даниила Хармса, "Серенада" Альфреда Шнитке, Третий квартет Николая Пейко, DSCH Эдисона Денисова, фрагменты вокального цикла "Последняя весна" Бориса Чайковского и "Слово" Александра Вустина.

Скачать пресс-релиз

Posrscriptum. Памяти Александра Вустина и Дмитрия Смирнова
Posrscriptum. Памяти Александра Вустина и Дмитрия Смирнова
10 сентября в Рахманиновском зале консерватории ансамбль Студия новой музыки проведёт первый после карантина офлайн-концерт и представит программу памяти Александра Вустина и Дмитрия Смирнова «Post scriptum».

Post scriptum в переводе с латыни — «после написанного». В программе концерта сочинения двух замечательных композиторов одного поколения — Александра Вустина и Дмитрия Смирнова, погибших в апреле этого года от коронавируса. Оба они входили в «денисовский круг» основателей АСМа-2, их всегда объединяла крепкая дружба и бескомпромиссность в творчестве. В то же время стилистически — это очень разные индивидуальности, по-разному отразившие в своей музыке дух и драматические сломы того периода российской истории, который им довелось прожить.

Их художническое свободомыслие в советское время критиковалось с высоких трибун чиновниками от искусства, а в условиях либерального рынка «вышедшая из моды» серьёзность отнюдь не привлекла к их творчеству большого числа новых слушателей, воспитанных на разнообразных формах «новой развлекательности». В равной мере это относится и к переехавшему в Великобританию Дмитрию Смирнову, и к оставшемуся в России — но тоже ставшему своего рода «внутренним эмигрантом» — Александру Вустину. Пожалуй, только громкие имена некоторых замечательных интерпретаторов их музыки иногда заставляли обращать внимание широкой публики на своих малоизвестных современников. И здесь в первую очередь нужно назвать Владимира Юровского, пригласившего Александра Вустина стать первым композитором-резидентом Госоркестра, и, например, Рикардо Мути, исполнившего во время своих российских гастролей оркестровое сочинение Дмитрия Смирнова.

В концерте прозвучат их сочинения разных лет, в том числе, две мировые премьеры — композиции, недавно написанные специально по заказу ансамбля «Студия новой музыки». Первые исполнения этих, по сути, последних работ замечательных авторов, должны были состояться в разных странах в разных программах ещё в июне, но теперь обстоятельства объединили их в одном концерте в Москве. В программе будет представлена также третья премьера — «Песни прощания», сочинение замечательного композитора Елены Фирсовой, написанное на стихи её мужа Дмитрия Смирнова.

Владимиру Тарнопольскому — 65
Владимиру Тарнопольскому — 65
В год 65-летия Владимира Тарнопольского в Москве впервые состоится цикл концертов с его музыкой.

Будут исполнены российские премьеры его сочинений, написанных для Венецианской биеннале, на открытие Зала Булеза в Берлине, опусов, созданных в известной французской электронной студии CIRM и в резиденции Института перспективных исследований Берлина. В Московской консерватории, Московской и Свердловской филармониях пройдёт серия оркестровых и камерных исполнений его сочинений разных лет.

Впервые за 28 лет его работы в Консерватории, где Владимир Тарнопольский ведёт класс композиции, основал Кафедру современной музыки и ансамбль солистов Студия новой музыки, состоится концерт его класса, на котором прозвучит музыка его выпускников разных поколений, ныне известных композиторов.

Перед стартом цикла предполагается презентация авторского диска Тарнопольского, куда вошли записи его музыки такими коллективами как ГАСО им. Е.Ф.Светланова (дирижёр Владимир Юровский), Оркестр Российско-немецкой музыкальной Академии (Валерий Гергиев), Schönberg Ensemble (Райнберт де Леу), Студия новой музыки (Игорь Дронов).

В его день рождения, 30 апреля, на YouTube-странице композитора будет выложена видеозапись премьерной постановки его мультимедиа-оперы “По ту сторону тени”, состоявшейся на Бетховенском фестивале в Бонне в 2006 году.

Скачать пресс-релиз и лист событий

Focus Geneve: Микаэль Жаррель
Focus Geneve: Микаэль Жаррель
Ансамбль Студия новой музыки представляет проект с участием известного швейцарского композитора Микаэля ЖАРРЕЛЯ. 5 марта в Рахманиновском зале консерватории прозвучат сочинения композитора, а предварит знакомство с его музыкой творческая встреча, которая пройдет 4 марта в Конференц-зале консерватории.

Уроженец Женевы Микаэль Жаррель (*1958) — композитор и педагог, профессор Женевского и Венского университетов искусств. Его педагогическую деятельность многие до сих пор воспринимают как определенную школу. Но возможно ли сегодня говорить о существовании каких-либо композиторских школ — в том смысле, в каком они существовали еще 50 лет назад? Что объединяет учеников Жарреля, кроме безупречного владения техникой высказывания и композиторского жеста?

Действительно, Жаррель — один из тех, кто продолжает создавать не только смысл и структуру новейшей музыки, но и ее инфраструктуру и контекст, каким бы противоречивым он не казался. Эти противоречия и послужили отправной точкой для составления программы концерта-портрета композитора.

Деятельность Жарреля можно считать образцом глобализации в музыке. Конечно, на смену жарким дискуссиям о национальном и глобальном в творчестве уже давно пришли вопросы индивидуального и коллективного, а в последнее время к ним добавились и вопросы искусственного интеллекта. Но остается актуальным вопрос: какую же роль в этом новом дискурсе играет культурный код, происхождение, пол, индивидуальная и социальная этика композитора? Как же (и нужно ли) понимать контекст?

Эти и другие размышления, которые, к счастью, вряд ли когда-нибудь смогут прийти к однозначным выводам, стали импульсом к созданию проекта Focus Genève: Микаэль Жаррель. Композитор специально приедет в Москву, чтобы поработать с музыкантами Студии новой музыки и подготовить концертную программу, а также провести встречу со слушателями и представить свои сочинения.

Кроме произведений самого Жарреля в концерте прозвучит музыка его выпускников: Арама Ованнисяна — армянского композитора, работающего в Женеве, и японки Юмико Йокои, которая после окончания учебы в Токио и Женеве живет и работает в Париже.

Проект проходит при поддержке Швейцарского совета по культуре ProHelvetia

Happy New Music 2020
Happy New Music 2020
Концерт-поздравление от ансамбля Студия новой музыки

Десять лет ансамбль Студия новой музыки открывает каждый новый год праздничным концертом Happy New Music. Это самый необычный концерт сезона, потому что его программу составляют сами музыканты. Она не связана никакими тематическими или стилевыми рамками. Главная ее цель — творческое самовыражение участников ансамбля, которые лишний раз подтверждают свой статус солистов.
Музыканты представят камерную музыку, не вписывающуюся в рамки канонических представлений о Новой музыке и ее создателях и написанную на стыке стилей, жанров и направлений.

13 января, Рахманиновский зал консерватории
Начало в 19:00

"Московский форум" - 2019. Итоги
"Московский форум" - 2019. Итоги
Пост-релиз фестиваля

С 22 по 27 октября в Москве прошел XVI Международный фестиваль современной музыки «Московский форум». В фестивале приняли участие композиторы и исполнители из 8 стран, в его рамках состоялись 16 российских и 4 мировых премьеры.

Обновленный Форум предложил совершенно новую концепцию презентации современной музыки, рассматривая ее сквозь призму новейших направлений гуманитанрных наук и анализируя музыкальные явления в широком культурно-политическом контексте. Три совершенно разные, но равно актуальные темы составили содержательный остов фестиваля: «Свободные радикалы», «Eroica–Erotica» и «Локальное–глобальное».

Каждый из концертов фестиваля включал в себя развернутые дискуссии музыкантов с известными представителями смежных искусств и гуманитарных наук. Эти острые диспуты проходилии непосредственно на концертной сцене между музыкальными отделениями концертов.

Отличительной особенностью XVI Форума стала интерактивность — к дискуссиям подключался зал, а активное обсуждение не прекращалось даже в перерывах и после концертов. Вечерние концерты тематически коррелировались с обширной дневной образовательной программой, представленной в самых разных форматах — от презентаций новых музыковедческих книг до мастер-классов и круглых столов. В дневную программу также вошел II Всероссийский семинар по музыкальной критике.

Скачать пост-релиз

XVI Международный фестиваль современной музыки "Московский форум"
XVI Международный фестиваль современной музыки "Московский форум"
Пространство для новой музыки и эстетических дискуссий

22–27 октября 2019

Рахманиновский зал консерватории
Кинотеатр Каро фильм Октябрь
Московский Дом композиторов

Один из самых известных российских фестивалей современной музыки — Московский Форум — перезапускается как музыкально-дискуссионная платформа. В ситуации переизбытка различных фестивалей в бесконечно что-то празднующей Москве обновлённый «Форум» позиционирует себя как рабочее пространство для современной музыки и серьезных эстетических диспутов. Непосредственно в концертных залах музыка будет перемежаться с полемикой композиторов, артистов и известных философов-теоретиков современного искусства. Темы концертов-дискуссий фестиваля объединены сквозной идеей — рассмотреть взаимосвязи феноменов современного общества и тенденций современной музыки.

Гостями фестиваля станут австрийский композитор Клаус Ланг, французский Flashback Ensemble, разрабатывающий проекты на стыке музыки и мультимедиа в сотрудничестве со знаменитой парижской электронной студией IRCAM; известные солисты — исполнители альтернативной музыки: Мануэль Зуррия (флейта, Италия), Стефан Гинзбург (фортепиано, Бельгия), Сахиб Пашазаде (тар, Азербайджан). Музыковед Степан Наумóвич (Германия) впервые представит первое русскоязычное издание трудов одного из самых влиятельных музыковедов конца ХХ века Карла Дальхауса.

В концертных программах прозвучат российские премьеры культовых австрийских композиторов Клауса Ланга, Бернхарда Ланга, Ольги Нойвирт, премьеры сочинений Стефана Принса, Маурисио Кагеля, Сильвано Буссотти, Алека Холла, Эрвина Шульхофа, Фараджа Караева, Алексея Сюмака, Армана Гущяна и Мехди Хоссейни, произведения московских композиторов Алексея Сысоева, Владимира Горлинского, Кирилла Широкова и других авторов. В завершение фестиваля в Большом зале кинотеатра Каро фильм Октябрь состоится российская премьера легендарного немого фильма Ганса Карла Бреслауэра Город без евреев (1924, Австрия) с музыкой Ольги Нойвирт, которая прозвучит в исполнении ансамбля Студия новой музыки под руководством Игоря Дронова.

Скачать пресс-релиз

Результаты конкурса Новые классики
Результаты конкурса Новые классики

В Москве завершился международный конкурс для молодых композиторов «Новые классики»

18 ноября 2018 года в Рахманиновском зале Московской консерватории им. П.И.Чайковского прошел финальный концерт международного конкурса для молодых композиторов «Новые классики». Ансамбль «Студия новой музыки» под руководством заслуженного артиста России, дирижера Игоря Дронова, исполнил произведения финалистов конкурса.

На конкурс поступило 823 заявки из 35 стран мира.
В номинации Современная академическая музыка в финал вышли композиторы:
Дон Мюн Ким (Южная Корея/Германия),
Катерина ди Чекка (Италия),
Ынхо Чен (Южная Корея),
Стилианос Диму (Греция),
Яир Клартаг (Израиль).

В номинации Современная популярная музыка:
Александр Тимофеев (Молдова/США),
Кок Юньфан (Сингапур),
Чжунхай Шин (Гонконг),
Владимир Кошелев (Россия),
Константин Комольцев (Россия).

Победителем в номинации Современная академическая музыка стал Яир Клартаг (Израиль) за сочинение There's no lack of void, а в номинации современная популярная музыка 1ю премию разделили Владимир Кошелев (Россия) за оркестровое сочинение Rebirth и Кок Юньфан (Сингапур) за сочинение для камерного ансамбля 52407. Наградой победителям стал призовой фонд конкурса - 1 миллион рублей.

В жюри конкурса «Новые классики» вошли известные композиторы и профессора консерваторий: Владимир Тарнопольский, профессор, заведующий кафедрой современной музыки Московской консерватории, художественный руководитель ансамбля Студия новой музыки; Эдуард Артемьев, советский и российский композитор, народный артист России; Александр Маноцков, российский композитор, автор инструментальных и вокальных сочинений, исполнявшихся в России и за рубежом; Йин Ван, композитор из Китая; Роберто Молинелли, известный итальянский композитор, дирижер и скрипач, лауреат национальных и международных конкурсов; Тристан Мюрай, композитор, исполнитель на волнах Мартено, музыковед и педагог (Франция) и Иван Феделе, профессор Миланской консерватории (Италия).

Перед концертом, 14-16 ноября, в конференц-зале Московской консерватории и Библиотеке искусств имени А. П. Боголюбова прошла школа «Новые классики» - образовательная программа, на которой молодым композиторам рассказали о новейших композиторских техниках, актуальных трендах композиторского искусства, взаимодействии с продюсерскими центрами и киноиндустрией, основах авторского права и других необходимых современному композитору темах.

Конкурс «Новые классики» проходил при поддержке Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодежь).

Социальные сети Конкурса: @newclassicscompetition

Скачать пресс-релиз

2018 - Итоги года
2018 - Итоги года

HAPPY NEW MUSIC!!!
Спасибо, что провели наш 25-й год вместе со Студией новой музыки!

Шестьдесят четыре вечера вместе с нашими слушателями – то, чем нам запомнится уходящий год.

Студия новой музыки в 2018 году – это

  • 183 композитора в программах
  • 103 зарубежных автора
  • 80 российских композиторов
  • более 60 мировых и российских премьер

Центральные концерты года

Большой зал Консерватории

  • Концерт «Суррогатные города» к 25-летию ансамбля
  • Первое в России симфоническое исполнение Хайнера Гёббельса


Большой зал Зарядья

  • Студия - единственный российский коллектив новой музыки, выступивший в новом зале в год открытия


Концертный зал им. П.И.Чайковского

  • Участие в исполнении Les Espaces Acoustiques Жерара Гризе на биеннале современной музыки «Другое пространство»


Бетховенский зал Большого театра

  • Первое выступление Студии новой музыки на площадке Большого театра


Атриум Гаража

  • Музыкально-пространственный перформанс на открытии звуковой инсталляции Анри Сала


I Международный конкурс молодых композиторов «Новые классики»

  • 823 заявки из 35 стран
  • Тристан Мюрай и Иван Феделе – члены жюри
  • Впервые сочетаются «академическая» и «популярная» номинации
  • Победители из Сингапура, России и Израиля
  • Более 100.000 онлайн-просмотров финала


5Х5 /// Пять юбилейных циклов по пять концертов

  • «Карт-бланш»: вечера-бенефисы солистов ансамбля
  • «Авангард плюс»: new music + rock/ folk/ jazz/ barocco/ minimal music
  • «Спор искусств»: музыка + архитектура/ живопись/ танец/ поэзия/ театр
  • «Сюита зеркал»: концерты-портреты композиторов-шестидесятников
  • Музыка Австрии, Германии, Польши, Франции, Швейцарии

Гастроли

  • Гастроли в Германии и во Франции
  • Поездки в Казань, Екатеринбург, Рязань, Томск, Красноярск

Спецпроекты

  • Два «Лунных Пьеро» 1913 года: Арнольд Шёнберг и Макс Ковальски
  • Концерт памяти Клауса Хубера (1924-2017)
  • Композиторы издательства Le chant du monde (Франция)
  • Новый музыкальный театр в Красноярске: инструментальный театр и урбанистический балет на Книжной ярмарке
  • Концерты happy new music (по заявкам исполнителей) и ad libitum (по заявкам публики во время концерта)

Сотрудничество Студии новой музыки и ГМИИ им. Пушкина

  • «Балетный триптих» с музыкой Сати, Мийо и де Фальи с исторической видеодорожкой на «Декабрьских вечерах»
  • День рождения Ирины Александровны Антоновой в Московской консерватории
  • Тематические концерты к выставкам на «Пятницах в Пушкинском» и выступления в Квартире Рихтера
  • Музыкальный спектакль-путешествие в ГМИИ в Ночь искусств


До встречи в 2019 году!
Желаем всем нашим слушателям и музыкантам HAPPY NEW MUSIC!!!

Скачать пострелиз

Студии новой музыки - 25 лет!
Студии новой музыки - 25 лет!
Пресс-релиз юбилейного сезона

СТУДИИ НОВОЙ МУЗЫКИ - 25 ЛЕТ!

5 Х 5

#расширение_контекстов

Обзор сезона 2018-2019

В наступающем сезоне СТУДИИ НОВОЙ МУЗЫКИ, ведущему российскому ансамблю современной музыки, исполняется 25 лет.

За четверть века СТУДИЯ сделала нормой то, что раньше считалось почти невероятным – сочинения ведущих авангардных композиторов звучат на концертах ансамбля в классических залах Консерватории; полторы тысячи российских премьер хрестоматийных сочинений ХХ века и самых новых опусов помогли ликвидировать последствия «железного занавеса» и интегрировать Россию в мировую музыкальную культуру. Гастроли ансамбля как единственного представителя страны на Венецианской биеннале и известнейших Международных летних композиторских курсах в Дармштадте, выступления с программами современной русской музыки в Концертхаусах Берлина и Вены и в парижском Cité de la Musique; совместные концерты с такими ведущими коллективами Ensemble Modern и Klangforum Wien,  мастер-классы в Оксфордском, Гарвардском и Бостонском университетах сделали СТУДИЮ общепризнанным локомотивом развития современной музыки России.

Скачать пресс-релиз и программы концертов

Фестиваль SoundUP
Фестиваль SoundUP
Студия новой музыке приняла участие в фестивале SoundUp

9 октября в Новой Третьяковке состоится концерт музыкального фестиваля SOUND UP «Революция в звуке», на котором «Студия новой музыки» исполнит произведения эпохи революции и индустриализации.

В программе фрагменты из балета «Болт» Дмитрия Шостаковича, «Сталь» Александра Мосолова и «Рельсы» Владимира Дешевова, «Первая аэрофоническая сюита» для терменвокса с ансамблем Иосифа Шиллингера (1929) и Камерная симфония Николая Рославца (1927). Кульминацией концерта станет первое в XXI веке и самое масштабное по числу музыкантов московское исполнение ритмической партитуры нидерландского композитора Луи Андриссена «Союз рабочих» (1975).

"Красное колесо"
"Красное колесо"
Цикл концертов к 100-летию Октябрьской революции

Проект ансамбля «Студия новой музыки» представляет собой серию из четырех музыкальных вечеров, которые состоятся в сентябре-декабре 2017 года. Все они пройдут в Рахманиновском зале Московской консерватории и по-разному представят музыку революции. Первые два концерта непосредственно погружают слушателя в мир русского музыкального искусства рубежа 1910-х–1920-х годов. В программах прозвучат монументальные симфонии двух ключевых фигур музыкального авангарда революционных лет – Николая Рославца и Гавриила Попова, сочинения главного российского футуриста Александра Мосолова, афористичные миниатюры Алексея Животова, а также шедевр раннего Прокофьева – концертный квинтет Трапеция, написанный автором для цирковой труппы.

Скачать пресс-релиз