RU EN

28 ноября 2013
Театральный центр имени Вс. Мейерхольда
В рамках фестиваля NET
Начало в 20.00

Постановка является частью проекта НОМТ (Новый музыкальный театр)
Центра современной музыки Московской консерватории

Концепция и видео: Паоло Пакини
Музыка: Рафаэль Сандо, Мартен Маталон, Михаэль Жаррель
Исполнители: Студия новой музыки, дирижер – заслуженный артист России Игорь Дронов
Электронная реализация: Кристоф Лебретон / Grame
Премьера: 29.08.2009, фестиваль «Voix Nouvelles» (Ройомон)

Идея падения всегда являлась архетипом, будоражащим вдохновение художников, и в связи с физическим феноменом, и в связи с метафорой, насыщавшей содержание религиозных, социологических или психологических учений. Желание еще раз исследовать эту универсальную тему явилось поводом для знакомства видеохудожника Паоло Пакини и композиторов Михаэля Жарреля, Мартена Маталона и Рафаэля Сендо. Каждый из них в соавторстве с видеохудожником создал в своей картине некое искусственное пространство, расширяющее вертикальное измерение и тем самым противоречащее привычным представлениям о визуальной и акустической топологии: два больших вертикальных экрана, расположенных перед зрителями друг напротив друга и предназначенных для синхронного показа HD-проекций. Таким же образом устроена и звуковая инсталляция из шестнадцати громкоговорителей, разделенных на две панорамные группы и помещенных друг напротив друга вдоль периметра зрительного зала.

Такое вертикальное расширение поля зрения и слуха усиливает эффект неустойчивости в момент восприятия движущихся преимущественно сверху вниз зрительных образов. Зрителю и слушателю предлагается своего рода «исследование бездны», возможность избежать падения в нее, будь это катастрофа, или необратимые изменения в ряде человеческих поступков, или процесс разложения органической ткани.

Проект реализован Центром современной музыки Московской консерватории в сотрудничестве с Национальным центром музыкального творчества GRAME (Франция) и при поддержке Французского института в Париже и Москве. Проект входит в программу мероприятий Ассоциации «Франко-российский диалог».

Авторы:

Паоло Пакини

(р. 1964) Окончил Консерваторию Санта-Чечилии в Риме по специальностям «композиция» и «электронная музыка», параллельно занимаясь с Сальваторе Шаррино, а впоследствии стажировался во флорентийской музыкальной электронной студии Centro Tempo Reale и в Студии цифрового видеоискусства Quasar Университета дизайна (Рим). Творческая активность Пакини-композитора началась в 1991 году. Каталог его музыкальных сочинений включает произведения для различных составов и в разных жанрах, как чисто инструментальных, так и электронных, в том числе с видеопроекцией. Интерес к синтезу различных видов искусств проявился у композитора в середине 1990-х годов, когда он осуществил серию концептуальных проектов, таких, как «Диагональная симфония» (новое озвучивание немецких авангардных короткометражек 1920-х гг), «Пейзажи», «Видения», «Для обработанных голосов». В 2003 году он поставил видеооперу «Индекс металлов» совместно с итальянским композитором Фаусто Ромителли.

Пакини преподает электронную музыку и композицию в консерватории «Джузеппе Тартини» г.Триеста (начиная с 2001 года).

Михаэль Жаррель (р. 1958) закончил Женевскую консерваторию по классу композиции у Эрика Годибера, стажировался в Тэнглвуде (США), а также в Высшей музыкальной школе Фрайбурга у Клауса Хубера. Начиная с 1982 года он завоевывает многочисленные композиторские награды, среди них — премия Acanthes (1983), Бетховенская премия города Бонна (1986), премия Марескотти (1986), премия Фонда Сименса (1990). Кавалер литературы и искусств Франции (2001). С 1986 по 1988 год работал в парижском электроакустическом центре IRCAM, с 1991 по 1993 — composer-in-residence Лионского симфонического оркестра. С 1993 года преподавал в Венской высшей музыкальной школе, а с 2004 — в Женевской консерватории.

Мартен Маталон

(р. 1958) Учился в Джульярдской школе (Нью-Йорк), в 1989 году там же основал ансамбль Music Mobile, исполнявший современный репертуар и просуществовавший до 1996 года. С 1993 года Маталон обосновался в Париже, где, работая в институте IRCAM, сделал собственную версию озвучивания кинокартины Фрица Ланга «Метрополис». С этого момента он выпустил целую серию работ по новому озвучиванию картин испанского сюрреалиста Луиса Бунюэля. В каталоге его сочинений — многочисленные камерные сочинения, ансамблевые, оркестровые и электронные, камерная опера «Чудо» (1989). В 2005 году композитор удостоился премий Фонда Гуггенхайма, а также Французского института изящных искусств.

Рафаэль Сендо (р. 1975) закончил парижскую École normale de musique в 2000 году как пианист и композитор, стажировался в Высшей Национальной консерватории и студии IRCAM. Участвовал в мастер-классах Аллена Госсена, Брайана Фернейхоу, Фаусто Ромителли и Филиппа Манури. Многие сочинения Сендо написанны по заказу таких ансамблей как l'Itinéraire, Ensemble InterContemporain, Nouvel Ensemble Moderne, а также симфонических оркестров Франции и Канады. Обладатель премии «Надежда» издательского дома Салабер, стипендиат Французской Академии в Риме (вилла Медичи).

Ансамбль Студия новой музыки

Ведущий ансамбль современной музыки в России. Он был основан в 1993 году Владимиром Тарнопольским и Игорем Дроновым на базе специально созданного в Московской консерватории аспирантского класса «Оркестр современной музыки». Первое выступление ансамбля состоялось на фестивале русского искусства во Франции под управлением Мстислава Ростроповича. Ежегодно ансамбль исполняет около 60 программ в Москве и других городах России, а также является частым гостем многих западных фестивалей современной музыки. Концерты Студии проходили в таких престижных залах как Берлинская филармония, Konzerthaus, CitedelaMusiqueи многих других. Ансамбль проводил мастер-классы в университетах Оксфорда, Гарварда, Бостона, Студия стала первым и пока единственным российским ансамблем, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте.

В исполнении ансамбля Студия новой музыки прозвучало около 900 премьер российских и зарубежных композиторов. Совместно с EnsembleModernбыла осуществлена российская премьера Реквиема Х.-В.Хенце. Среди других российских премьер Студии – сочинения таких известных зарубежных композиторов, как Л.Андриессен, П.Булез, Ж.Гризе, Х.Лахенман, Д.Лигети, Т.Мюрай, Л.Ноно, В.Рим, Б.Фернейхоу, С.Шаррино, К.Штокхаузен, Ф.Юрель и мн.др.

Ансамбль провел около 60 концертов-портретов ведущих современных композиторов. Специально для Студии написали свои сочинениятакие известные композиторы, какР.Леденев, И.Феделе, Ю.Воронцов, Н.А.Хубер, А.Вустин, Э.Поппе, Ф.Караев, М.Паддинг, В.Тарнопольский, Р.Редгейт и др. Особое внимание музыканты ансамбля уделяют разнообразному сотрудничеству с молодыми композиторами. Студия исполняет камерно-оркестровые сочинения выпускников консерватории на госэкзаменах, устраивает концерты из произведений молодых композиторов, проводит мастер-классы и выступает базовым ансамблем Международного конкурса молодых композиторов им.Юргенсона. В последние годы Студия активно работает над проектами с электроникой, видео и мультимедиа. Среди обширного репертуара ансамбля особое место занимает русский авангард 1920-х годов (Гавриил Попов, Николай Рославец, Александр Мосолов и другие). Одним из самых значительных событий в этой области стала мировая премьера Камерной симфонии № 2 Николая Рославца (сочинена в 1934 году), партитура которой недавно была найдена в архиве.

Среди наиболее крупных проектов Студии — трехгодичный цикл«Антология музыки ХХ века в российских регионах», серии концертов «Россия-Германия. Страницы музыкальной истории», «Шенберг-Кандинский: диалог музыки и живописи», «Красное колесо», «Moz-Art. Игры с Моцартом», «Неизвестные русские гении ХХ века. Премьеры 80 лет спустя», «Шедевры австрийского симфонизма в переложениях для камерного ансамбля», «Сто лет новой музыке», «Звук и цвет. Скрябин и композиторы ХХ века», «Резонансы. Музыка и живопись ХХ века», и мн. др..

Студия новой музыки является базовым коллективом международного фестиваля современной музыки Московский Форум, проводимого Центром современной музыки Московской консерватории. В 2010 году ансамбль выиграл грант Европейской комиссии на проведение широкомасштабного проекта «Европа глазами россиян. Россия глазами европейцев», специально для которого ансамблем были заказаны 18 новых сочинений российским и европейским композиторам. Студия осуществляет подавляющее большинство проектов по современной музыке в рамках перекрестных Годов культуры России с европейскими странами.

Игорь Дронов

Заслуженный артист России

Родился в Москве. В 1992 году закончил Московскую государственную консерваторию по кафедрам хорового и оперно-симфонического дирижирования (классы проф. Б. Тевлина и проф. Д. Китаенко), а в 1994 году – аспирантуру у проф. Д. Китаенко. Участвовал в мастер-классах Дж. Шолти и П. Булеза.

С 1991 г. является дирижером Большого театра, где в его репертуар вошли оперы Евгений Онегин П. Чайковского, Фауст Ш. Гуно, Трубадур и Травиата Дж. Верди, Алеко и Скупой рыцарь С. Рахманинова, Мадам Баттерфляй Дж. Пуччини, Дети Розенталя Л. Десятникова.

В 2004-2007 гг. стал музыкальным руководителем ряда балетных постановок: вечера одноактных балетов «Палата № 6» на музыку А. Пярта, «Магриттомания» Ю. Красавина и «Леа» на музыку Л. Бернстайна (2004); балета Дж. Ноймайера «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди, Д. Лигети и традиционную механическую музыку (2005); балетов «Серенада» Дж. Баланчина на музыку П.И. Чайковского и «Miserecordes» К. Уилдона на музыку Симфонии №3 А. Пярта (2006); балета «Урок» Ф. Флинта на музыку Ж. Делерю (2007).

Выступает также с оркестром Большого театра в симфонических концертных программах. Является приглашенным дирижером многих известных музыкальных коллективов, среди которых Российский национальный оркестр, симфонический оркестр Русская Филармония, Ensemble Modern (Германия) и др.

Является главным дирижером ансамбля солистов «Студия новой музыки», с которым осуществил исполнение около 900 концертов из сочинений российских и зарубежных композиторов ХХ века, в том числе десятки мировых премьер. С момента основания фестиваля «Московский Форум» И. Дронов является его главным дирижером. С 1994 года он – главный дирижер и художественный руководитель молодежного ансамбля солистов «Премьера».

С 1992 года преподает в Московской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования (с 2002 года – профессор).

Записал серию компакт-дисков современной русской и зарубежной музыки. Гастролирует в странах Европы, США и Азии.

GRAME

Grame – Национальный центр музыкального творчества в Лионе - учрежден для работы по нескольким основным направлениям, это:
•• содействие в создании новых сочинений, в частности - сочетающих классические элементы и новые технологии;
•• исследования в области музыкальной информатики;
•• концертное исполнение новых произведений;
•• просветительская деятельность, обращенная к публике, состоящей из непрофессионалов,
•• организация мастер-классов для учащихся консерваторий и университетов.
Раз в два года Grame проводит Биеннале «Musiques en Scène» - междисциплинарные форумы международного уровня, чередующиеся с «Днями Grame» («Journées Grame»).
Оснащенный исследовательской лабораторией и двумястудиями для сочинения и записи электронной музыки, центр Grame активно сотрудничает со многими французскими и иностранными композиторами.